Внереализационная прибыль, которая образовалась из-за курсовых разниц в процессе инвестирования, не может выводиться из-под льгот, положенных в ОЭЗ, решил Верховный суд (ВС) РФ. Иной подход не соответствовал бы целям поощрения инвестиций, сочли судьи, и эксперты с ними согласны.
ВС РФ отменил все решения судов по налоговому спору ООО "Озон Фарм". Согласно определению, опубликованному 3 ноября, признано недействительным решение налоговых органов о доначислении этой компании 1 млн рублей.
ООО "Озон Фарм", которое занимается производством дженериков, реализует инвестиционный проект стоимостью 895,6 млн рублей на территории особой экономической зоны в Самарской области. Согласно "СПАРК-Интерфакс", у компании низкий Индекс должной осмотрительности, свидетельствующий, что, скорее всего, она создавалась для реальных операций.
Спор "Озон Фарм" с налоговиками возник из-за курсовых разниц, образовавшихся в процессе приобретения валюты для закупки производственного оборудования в рамках контрактов на общую сумму 6,5 млн евро. Разница обменных курсов привела к появлению внереализационного дохода в 29,7 млн рублей при внереализационных расходах в 15 млн рублей.
П. 1 ст. 284 НК РФ предусматривает, что для резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль, а закон Самарской области предусматривает нулевую ставку налога. Компания ее и использовала, но налоговики, а вслед за ними и суды посчитали, что это неправильно, так как эти доходы и расходы не относятся к производственной деятельности, а именно она должна проводиться в соответствии с резидентским соглашением самарской ОЭЗ.
При этом суды сослались на отказное определение ВС по делу ООО "Джей Ви Системз", принятое в марте 2015 года, когда доначисление налогов во внешне похожей ситуации было признано правомерным. "Тогда ВС обоснованно рассудил, что операции по вкладу средств на банковский депозит не связаны с производственной деятельностью налогоплательщика", - сказал "Интерфаксу" старший юрист BGP Litigation Денис Савин.
Однако для дела "Озон Фарма" логика того решения неприменима, следует из определения ВС. В нем говорится, что суды должным образом не разграничили юридически значимые обстоятельства указанных дел и не учли факты реального осуществления инвестиций и целевого использования иностранной валюты, без которых невозможно было бы начало производственной деятельности.
"Иной подход, фактически сформированный судами в этом деле, приводит к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров, работ или услуг. А это не вытекает из положений п. 1 ст. 284 НК и закона об особых экономических зонах и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций", - пояснил Верховный суд.
Эксперты согласны. "В деле "Озон Фарма" доходы в виде курсовых разниц возникли в связи с покупкой валюты, необходимой для закупки оборудования для осуществления льготируемой деятельности. Соответственно, разумно, что доходы в виде курсовых разниц в этом случае облагаются по нулевой ставке", - считает Д.Савин.
Эксперты не припоминают рассмотрения подобных споров в Верховном суде, тем важнее оно для практики. Зачастую у резидентов ОЭЗ помимо доходов от реализации возникают и иные виды доходов в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности в ОЭЗ, как, например, в деле "Озон Фарма", рассказал "Интерфаксу" юрист адвокатского бюро ЕПАМ Торез Кулумбегов. Соответственно, по его словам, встает вопрос, может ли налогоплательщик применять льготные ставки к таким видам дохода. "Проблема в том, что ст. 284 НК при этом не дает четкой детализации, какие именно виды доходов могут подпадать под льготное налогообложение", - пояснил Т.Кулумбегов.
Сложность ситуации в том, что суды неоднозначно трактуют положения ст. 284 НК, нет четкого ответа, что нужно понимать под доходом, полученным от деятельности в особой экономической зоне, добавил управляющий партнер АБ "Деловой фарватер" Роман Терехин.
В новом определении есть очень важный вывод: реальное осуществление инвестиций и целевое использование иностранной валюты являются основанием для применения льготной ставки, отмечает Р.Терехин. По его словам, это решение расширяет возможности участников соглашений об осуществлении деятельности в особых экономических зонах. "Оно будет полезно большинству компаний, осуществляющих капитальные вложения в качестве резидента ОЭЗ, так как делает принцип распространения налоговых преференций на те или иные доходы более понятным", - добавляет Д.Савин. По мнению Т.Кулумбегова, решение ВС правильно разрешает сложившуюся неопределенность.
Автор - Алиса Штыкина, Интерфакс