Предотвратить изъятие земельных участков для публичных нужд почти невозможно, если процедура оформлена в полном соответствии с законодательством. Но правообладателю стоит проверить правильность расчета предложенной ему компенсации. До реформы Земельного кодекса самыми многочисленными спорами, которые возникали в связи с изъятием, были споры, связанные с размером компенсации. Вряд ли в этом отношении что-то изменится после реформы. В этой статье перечислены практические приемы, которые помогают добиться наиболее справедливой компенсации.
Комплексные поправки, которые внес в процедуру изъятия земельных участков для публичных нужд Федеральный закон от 31.12.14 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон № 499-ФЗ), в числе прочего коснулись порядка возмещения убытков, возникающих в связи с изъятием участков. Некоторые новые нормы решают проблемные вопросы, которые до этого разрешались только на уровне судебной практики. Другие поправки, напротив, породили новые вопросы (так, остается непонятным, как рассчитать упущенную выгоду). Тем не менее основная составляющая компенсации – рыночная стоимость изымаемого участка – будет, как и до внесения поправок, определяться на основе отчета оценщика. Поэтому прежняя судебная практика, посвященная оспариванию такого отчета, а также тактика ведения подобных дел остается актуальной и для споров по новому закону № 499-ФЗ.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Авторы:
- Кирилл Берковский, юрист АБ ЕПАМ;
- Иван Коршунов, юрист АБ ЕПАМ.