Патриотизм от Путина
Президент Владимир Путин призвал к «деофшоризации» бизнеса, пообещав реформировать право, суды и правоохранительные органы
Дмитрий Казьмин, Маргарита Папченкова, Евгения Письменная
Непатриотичность, в которой часто упрекают предпринимателей, по сути, является бегством от юрисдикции, заявил Путин, обращаясь к Федеральному собранию. Девять из 10 серьезных сделок крупных российских компаний, в том числе с госучастием, заключено по иностранному праву, поделился он оценкой неназванных экспертов. Такие же данные весной на конференции «Ведомостей» приводил партнер АБ ЕПАМ Дмитрий Афанасьев.
Лучший способ повысить патриотизм бизнеса — сделать привлекательной российскую юрисдикцию, признал Путин: «Надо наладить планомерную работу по упорядочению законодательства, раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике». Нужна система мер по деофшоризации экономики, заключил он, поручив правительству внести «соответствующие комплексные предложения». Некоторые меры он назвал сам.
Конкурент Лондону и Стокгольму
Путин потребовал ускорить создание третейского суда Таможенного союза, который «мог бы стать ведущей независимой инстанцией по рассмотрению финансовых и других споров».
Согласно исследованию Международной торговой палаты (ICC) даже российские юристы считают, что судиться лучше не в Москве, а в Лондоне, Стокгольме и Париже, иностранцы ставят Москву на 7-е место в списке из 11 городов. В Лондонском международном арбитражном суде в 2009 г. 12% дел были российскими, сказано в презентации к совещанию у помощника президента Эльвиры Набиуллиной (копия есть у «Ведомостей»).
В Кремле время от времени обсуждается идея создания коммерческого арбитража, который мог бы стать конкурентом стокгольмскому арбитражу и английским судам, говорит федеральный чиновник, но неясно, как сделать так, чтобы бизнес поверил в неангажированность арбитража.
В новом арбитраже, например, при финансовом центре в Москве должны быть иностранные сопредседатель и арбитры, следует из презентации. В ней предложено исполнять решения арбитража по единому листу на территории всего «Евразэс» без процедуры подтверждения в местных государственных судах. Среди преимуществ — ведение процесса не только на английском, но и на русском языке, расходы на суд и адвокатов ниже, чем за границей.
Сами по себе эти меры проблему не решат, считает председатель арбитражной комиссии ICC Russia Владимир Хвалей. Для бизнеса важно иметь возможность оспорить решение арбитража в государственном суде, которому он доверяет, объясняет он, получается, все снова упирается в необходимость реформировать государственную судебную систему. А если привлекать иностранных арбитров, суд дешевле не станет, добавляет Хвалей.
Приватизация по адресу прописки
Государство само должно показать пример использования отечественной юрисдикции, выбирая российские площадки для приватизационных сделок, считает Путин.
Правда, в этом году лишь одна приватизационная сделка была проведена через биржу — при SPO Сбербанка использовался параллельный листинг: основное размещение прошло в Лондоне, 3% — в Москве. По итогам полугодия доля зарубежных бирж в торгах бумагами российских компаний, по данным НАУФОР, выросла до 45% с примерно 25% в 2011 г. К концу года она превысит 50% за счет вторичного размещения Сбербанка, прогнозировал предправления НАУФОР Алексей Тимофеев.
Бумаги на $300-400 млн можно разместить без листинга в Лондоне, если речь идет о сумме свыше $1 млрд, то лучше проводить параллельный листинг, говорит управляющий директор Deutsche Bank Евгений Чулак. Нужно делать привлекательными отечественные площадки, через это проходили многие страны, например ФРГ, замечает старший вице-президент Deutsche Boerse Йохен Биддерман. И расписки на иностранных биржах, и акции на российском рынке одинаково привлекательны, отмечает вице-президент фонда Blackrock Дэвид Рейд. «Если будут решены инфраструктурные моменты, запущена система расчетов, удобная для иностранных инвесторов, размещение можно проводить только в России», — полагает президентJPMorgan в России Ян Тавровский.
Информаторы-офшоры
Путин обещает не только улучшение инвестиционного климата, но и ужесточение контроля. Он поручил заключать с офшорами соглашения о раскрытии налоговой информации, как это делают многие страны.
Они заключаются с низконалоговыми юрисдикциями — подписывать с ними договоры об избежании двойного налогообложения невыгодно. Первыми такие соглашения стали заключать США в 2000 г., по состоянию на май их было 518 (данные ОЭСР). У России нет ни одного такого соглашения. С офшорами переговоры пока не ведутся, говорит чиновник Минфина.
Офшоры вынуждены раскрывать данные иностранным налоговикам, опасаясь финансовых и политических санкций. Подобные соглашения заключаются, но почти невозможно проверить, насколько добросовестно они исполняются, сказал замдиректора консалтинговой компании DS Express Александр Захаров: во многих странах для получения информации нужно обращаться в суд, отказ предоставить данные можно обосновать противоречиями в законодательстве.