Дело на бизнес
Александр Бастрыкин хочет возбуждать уголовные дела против компаний. К этому призывают и европейские эксперты по борьбе с коррупцией. Но в Кремле к этой идее пока относятся скептически
Анастасия Корня, Наталья Костенко
В Следственном комитете (СКР) подготовили и передали в администрацию президента законопроект, вводящий институт уголовно-правовой ответственности юридических лиц, заявил руководитель СКР Александр Бастрыкин на первой расширенной коллегии комитета с момента обретения им самостоятельности. В России сформировался новый вид преступности — преступность юрлиц, заявил Бастрыкин, ссылаясь на рост числа преступлений, совершаемых в интересах и с использованием фирм. Это угрожает экономической безопасности, вредит инвестклимату, связано с финансированием терроризма, перечислял он.
Существующий механизм административной ответственности юрлиц неэффективен, утверждает председатель СКР: административное производство не позволяет проводить оперативно-следственные мероприятия. Бастрыкин напомнил, что на введении такого института настаивала в своих рекомендациях Группа стран против коррупции (ГРЕКО). По данным источника в СКП, юрлиц хотят привлекать к ответственности не только за коррупционные преступления, но и за финансирование террористов и экологические преступления.
Это обычный набор преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность юрлиц во многих западных странах, где такой институт существует, говорит Виктория Бурковская из адвокатского бюро ЕПАМ. Он хорош тем, что позволяет не только наказывать, но и взыскивать с корпораций компенсацию нанесенного вреда. Среди возможных санкций — крупные штрафы или даже закрытие предприятия. Корпорации уголовного преследования всерьез боятся — не случайно Daimler пошла на досудебное урегулирование дела по обвинению в коррупции, согласившись выплатить $185 млн. Но случаи применения такого закона даже в развитых странах единичны, а дела расследуются с трудом, добавляет адвокат.
Чиновник администрации президента говорит, что пока там не получали законопроекта СКП, он сомневается в перспективах такой инициативы. В январе руководитель государственно-правового управления президента Лариса Брычева заявила журналистам, что «эта рекомендация не может быть исполнена», так как не учитывает особенностей российского законодательства. По ее мнению, достаточно того, что вводятся кратные штрафы по административным делам, если вознаграждение дается в интересах юрлиц.
Очень дискуссионное предложение, считает первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, административная ответственность вполне действенная мера — «и компании закрываются, и штрафы накладываются».
Нововведение полезно лишь в случае, если уголовная ответственность юрлиц станет альтернативой уголовному преследованию предпринимателей, которое приобрело катастрофический размах, считает лидер движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.