Отмытое непосильным трудом
Немецкая прокуратура предъявила датскому юристу Джеффри Гальмонду обвинение в отмывании денег и ведет расследование в отношении бывшего российского министра связи Леонида Реймана, сообщает The Wall Street Journal (WSJ)
Олег Сальманов, Владимир Моторин
Прокуратура Фран-кфурта-на-Майне ведет расследование в отношении бывшего министра связи России по подозрению в подготовке отмывания денег, говорится в заявлении ведомства (см. на www.vedomosti.ru). В нем также сказано, что обвинение в отмывании $150 млн уже предъявлено датскому юристу и четырем бывшим и действующим сотрудникам крупного банка.
Подробности этой истории рассказала вчера WSJ. По ее данным, речь идет о сотрудниках Commerzbank и датском юристе Джеффри Гальмонде, которые, как считает следствие, помогли бывшему российскому министру связи Леониду Рейману продать его активы, но при этом скрыли имя настоящего владельца; расследование этого дела продолжалось шесть лет. Представитель прокуратуры во Франкфурте заявил, что один подозреваемый еще работает в Commerzbank, двое покинули банк в 2002 г., после чего предположительно продолжили консультировать Гальмонда и Реймана, а четвертый был отстранен от работы в 2006 г.
С 1996 по 2001 г. Commerzbank владел телекоммуникационными активами в интересах Гальмонда, продолжает WSJ. Прокуратура обвиняет датского юриста в том, что он «фронтировал» Реймана, который перевел телекоммуникационный бизнес из государственного владения в несколько подконтрольных ему зарубежных компаний.
Гальмонд неоднократно опровергал обвинения в отмывании денег и заявлял, что именно он владел долями в российских компаниях связи: 58% акций «Телекоминвеста» (владеет 31,3% «Мегафона»), 8% акций «Мегафона» (через фонд IPOC), 50% «Скай линка», 50% «Межрегионального транзиттелекома», компанией «Синтерра» и др. Сейчас все эти активы сменили владельцев, в частности акции «Мегафона» и «Телекоминвеста» купил «АФ телеком» Алишера Усманова.
Представитель Реймана говорит, что он «удивлен появившимися в ряде СМИ не соответствующими действительности утверждениями». Этот вопрос был рассмотрен много лет назад, замечает он. По его словам, к бывшему министру из Германии никто с вопросами не обращался и никакой дополнительной информации у них нет. Гальмонд вчера не ответил на звонки «Ведомостей».
Если немецкая прокуратура предъявит Рейману обвинения, то в Генпрокуратуру России может быть направлен запрос о правовой помощи и Реймана вызовут в Германию для дачи показаний, объясняет партнер ЕПАМ Виктория Бурковская. Если он не приедет, то может быть объявлен в международный розыск. Кроме того, обвинение в отмывании денег дает возможность наложить арест на активы обвиняемого и членов его семьи, замечает Бурковская. Также немецкие прокуроры могут решить выделить из уголовного дела материалы в отношении российских граждан и направить их в Россию для осуществления уголовного преследования, поскольку события произошли в России и здесь же находится подозреваемый. Представитель российской Генпрокуратуры от комментариев вчера отказался.
Сделки по покупке активов, записанных на Гальмонда, могут быть признаны ничтожными только если будет доказано, что покупатель знал, что продавец нарушал закон, говорит партнер «Нерр» Илья Рачков. Расследование в отношении Гальмонда и Реймана не поставит под сомнение сделку по покупке Усмановым акций «Мегафона» и «Телекоминвеста», уверен представитель Усманова Иван Стрешинский. «Мы покупали акции в результате ликвидации IPOC по решению бермудского суда и не имеем никакого отношения к их темному прошлому», — говорит он.
В подготовке статьи участвовали Анастасия Голицына, Игорь Цуканов и Алексей Никольский