Кодекс без агрессии
Правительственные эксперты советуют государству быть менее агрессивным по отношению к бизнесу. Не нужно возбуждать уголовные дела по экономическим статьям без заявления пострадавших и доказанного ущерба, пишут они премьеру Владимиру Путину
Дмитрий Казьмин, Алексей Никольский
Современная уголовная политика агрессивна по отношению к бизнесу, констатируют эксперты в итоговом докладе по корректировке стратегии развития страны до 2020 г. Реформу уголовного законодательства и амнистию осужденных предпринимателей они называют первоочередными мерами для нормализации делового климата. По словам ректора Высшей школы экономики и одного из основных авторов доклада — Ярослава Кузьминова, конкретные предложения уже переданы Путину в виде отдельного письма.
Одно из наиболее радикальных — запрет возбуждать дела по экономическим преступлениям по одному только факту их совершения. Это можно делать лишь по заявлению потерпевшего, если был причинен ущерб, уверены они. Уже открытые дела, не соответствующие этим условиям, должны быть прекращены после принятия поправок.
Эксперты также рекомендуют сократить список экономических преступлений: исключить из Уголовного кодекса статьи о незаконном предпринимательстве (ст. 171), злостном уклонении от погашения кредитов (ст. 177) и раскрытия информации, определенной законодательством о ценных бумагах (185.1), невозвращении из-за границы валютной выручки (ст. 193). Статью о самолегализации (ст. 174.1) они советуют переписать, чтобы она применялась лишь при отмывании средств, полученных от торговли оружием, людьми, наркотиками и сутенерства, указывают эксперты.
В самолегализации обвинялся, в частности, бизнесмен Алексей Козлов, приговоренный в 2009 г. Пресненским судом Москвы к восьми годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве, хотя ущерб не был оценен (в июле Верховный суд отменил приговор). Отсутствие ущерба и потерпевшего стало отличительными чертами заказных дел против предпринимателей, замечает супруга Козлова, координатор движения «Русь сидящая» Ольга Романова. По ее данным, без заявления потерпевшего возбуждается подавляющее большинство уголовных дел по обвинению людей в мошенничестве, незаконном предпринимательстве, легализации, незаконных действиях при банкротстве.
Большинство экономических дел возбуждается по ст. 159 независимо от того, имело место хищение или нет, говорит руководитель уголовно-правовой практики ЕПАМ Виктория Бурковская. Чтобы изменить ситуацию, эксперты предлагают запретить расширительное толкование норм Уголовного кодекса за исключением улучшающих положение обвиняемого.
Основная идея предложений — все составы, которые не причиняют вреда конкретному лицу, должны быть изъяты из Уголовного кодекса, объясняет Кузьминов, а все нарушения при конфликтах хозяйствующих субъектов должны стать предметом гражданского процесса.
По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, рассмотрение доклада правительством перенесено на начало следующего года. Президент Дмитрий Медведев проведет совещание по докладу в середине января, пообещал вчера его помощник Аркадий Дворкович.
Представитель Главного управления экономической безопасности МВД вчера на звонки не отвечал. По мнению сотрудника центрального аппарата МВД, самое радикальное предложение — применять статью об отмывании только к легализации средств от торговли наркотиками, людьми и оружием. Вряд ли это предложение будет поддержано правоохранителями, считает он: это не соответствует международным обязательствам России по борьбе с отмыванием денег, к тому же присоединение состава по ст. 174.1 позволяет следователям превратить незначительные преступления в особо тяжкие и улучшить отчетность.