Надо перестать сажать
Эксперты правительства советуют Владимиру Путину радикально гуманизировать Уголовный кодекс: не лишать свободы неплательщиков кредитов и тех, кто проходит по делам, где не удалось установить пострадавших
Дмитрий Казьмин, Евгения Письменная
Современная уголовная политика формирует правопорядок, агрессивный по отношению к собственности и бизнесу, констатировали правительственные эксперты в итоговом докладе Путину по корректировке стратегии развития страны до 2020 г. (есть у «Ведомостей»). Уголовный кодекс не учитывает реалий рыночной экономики, права и мотивы поведения экономических субъектов, говорится в докладе, а потому нуждается в модернизации общей части, а также глав, посвященных преступлениям против собственности и в сфере экономической деятельности.
Реформу и амнистию осужденных предпринимателей эксперты называют первоочередными мерами для нормализации делового климата.
Первоначально в стратегии для правительства не планировалось делать предложений, которые относятся к компетенции президента, говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, но отсутствие реформ в некоторых президентских областях мешают экономическому развитию.
По данным пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, рассмотрение доклада перенесено на начало 2012 г.
Основная идея предложений — все правонарушения, которые не влекут за собой причинения вреда конкретному лицу, должны быть изъяты из Уголовного кодекса, говорит Кузьминов, а все нарушения при конфликтах хозяйствующих субъектов, включая те, где одна из сторон — государство, должны стать предметом гражданского процесса.
Эксперты предлагают уже в 2012 г. перевести споры, связанные с причинением имущественного вреда, в сферу гражданского законодательства. Одновременно нужен безусловный запрет на возбуждение уголовных дел по экономическим преступлениям при отсутствии пострадавших, сказано в докладе.
Статья 177, предусматривающая наказание до двух лет лишения свободы за уклонение от уплаты кредита, вовсе нарушает Конвенцию о защите прав человека.
Необходимо пересмотреть подход к использованию понятия «организованная преступная группа» в случае с экономическими преступлениями, считают эксперты: иначе ее можно бесконечно расширять за счет сотрудников фирмы. Также следует дифференцировать размер ущерба в зависимости от оборота компании: сейчас у крупного бизнеса любое нарушение автоматически подпадает под особо крупный размер. Наконец, эксперты советуют установить санкции, не связанные с лишением свободы, за любые экономические преступления.
С похожими предложениями в начале недели вышел и президентский совет по правам человека, напоминает председатель «Бизнес-солидарности», финансовый директор НПК «Софэкс» Яна Яковлева: проблемы уже нельзя не замечать. Яковлева согласна, что нельзя отменять уголовное наказание для настоящих экономических преступников, но грань должен проложить суд, а он всех стрижет под одну гребенку. Суды закрывают глаза на доказательства умысла, на ущерб конкретным лицам — экономические статьи стали удобным способом ведения корпоративных конфликтов и вымогательств, констатирует она.
Желание гуманизировать кодекс можно только приветствовать, но проблема не столько с кодексом, сколько с уголовным процессом и правоприменением, считает руководитель уголовно-правовой практики компании ЕПАМ Виктория Бурковская. Большинство экономических дел возбуждается по ст. 159 (мошенничество) вне зависимости от того, имело место хищение или нет, а в таких условиях гуманизация Уголовного кодекса мало что даст, считает она. Но и отказывать в уголовной защите по делам, связанным с кредитами или имущественными спорами, неверно, считает Бурковская: банкротящегося заемщика по-другому наказать не получится.
Такая гуманизация может повлечь всплеск экономических преступлений, опасается партнер юркомпании «Налоговик» Сергей Варламов: мошенники опасаются попасть в тюрьму, а перспективы проигрыша в арбитражных судах их мало волнуют. Выиграть суд и получить исполнительный лист несложно, продолжает он, сложно взыскать что-либо с лица, у которого на момент получения исполнительного листа уже нет никаких активов.
Получить комментарии официального представителя Главного управления экономической безопасности МВД вчера не удалось. По словам сотрудника центрального аппарата МВД, предложенные экспертами нововведения приведут как к сокращению возбуждаемых уголовных дел экономической направленности за счет отмены статьи о невозврате кредита, так и к сокращению числа тяжких преступлений такого рода, которые зачастую создаются путем добавления ст. 210 (о преступном сообществе). Но пострадают прежде всего те полицейские, которые манипулируют этими статьями при фабрикации дел, честным же сотрудникам бояться дальнейшей гуманизации наказаний по экономическим делам не следует, уверен он.