6 декабря 2012
«Вести Экономика» публикуют комментарий Дмитрия Афанасьева об уходе российского бизнеса в иностранные юрисдикции

Российские компании недооценены на рынке

Российские публичные компании оцениваются рынком неоправданно дешево. К такому выводу приходят эксперты, анализируя достоинства и недостатки отечественного бизнеса. 

Российские компании могли бы стоить почти в полтора раза дороже. Мешают страновые риски и непрозрачность корпоративного управления. Этот комплекс проблем даже получил особое название – "русский дисконт".

Недавнее исследование Economist Intelligence Unit показало, что наибольшие сложности у иностранцев при ведении бизнеса в России представляют языковой барьер, бюрократия и коррупция. В чуть меньшей степени их беспокоят сложная иерархия, а также слабое корпоративное управление и недостаточная дисциплина российских партнеров.

Помимо этого на стоимость компаний влияет недоверие к государству самого российского бизнеса.

ДМИТРИЙ АФАНАСЬЕВ, ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО ЕПАМ

"Российский бизнес сам бежит в офшоры, сам уходит под английское или швейцарское право. Если ты сам уходишь из своей правовой системы, то, естественно, внешний мир не доверяет твоей правовой системе".

Как следствие, публичные компании из России по сравнению с зарубежными аналогами недооценены на треть, а некоторые из них – даже на 40%. Так дешево компании готовы продаваться только в критических ситуациях.

АЛЕКСАНДР ШОХИН, ПРЕЗИДЕНТ РСПП

"Либо это приводит к существенному удорожанию ресурсов. И безусловно, это снижает конкурентоспособность российских компаний. А это, учитывая, что рынок глобальный и приходится не только за ресурсы конкурировать, но и за потребителей конечной продукции, это сказывается и на возможности удержать свой сегмент рынка".

Таким образом, повысить конкурентоспособность России и увеличить ее вклад в мировую экономику можно, только снизив "русский дисконт". Пока сделать это удается лишь некоторым.

ДМИТРИЙ КОЛОМЫЦЫН, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР MORGAN STANLEY ПО РОССИИ

"Сказать можно одну хорошую вещь – то, что ситуация не ухудшается, и то, что этот дисконт не увеличивается. Он остается примерно на том же уровне, где он был 3-4-5 лет назад. В каких-то компаниях эта ситуация несколько улучшается. Компании делают для этого много: сокращают затраты, начинают производство продукции с высокой добавленной стоимостью, сокращают долг или рефинансируют его, закрывают непрофильные активы".

В последние годы отечественные компании стали активнее выходить на мировые рынки и инвестировать в зарубежные страны. Благодаря этому имидж российского бизнеса улучшается, констатируют эксперты.