Для сделки не вышел срок
Александр Воробьев, Наталия Биянова
Совладелица группы S7 Наталья Филева 2 ноября заявила, что ее супруг Владислав не будет покупать контрольный пакет «Трансаэро», так как основной владелец авиакомпании Плешаков не сумел собрать не обремененные залогом 51% акций. На следующий день Плешаков ответил Филеву через Twitter своей жены Ольги Плешаковой.
«Встреча с Владиславом и Натальей Филевыми состоялась 20 октября. В результате был подписан рукописный договор (написанный рукой Владислава), говорящий, что «Филев покупает, Плешаков продает акции авиакомпании «Трансаэро» в количестве более 51% от уставного капитала <...> Филев в течение восемнадцати месяцев производит объединение авиакомпаний S7 и «Трансаэро» таким образом, чтобы большинство текущих кредиторов «Трансаэро» конвертировали долг в акции новой компании <...> Срок исполнения сделки купли-продажи устанавливается не более 60 календарных дней», – цитирует договор Плешаков. Условия договора не менялись, он является действительным и объявление о выходе из сделки раньше 60 дней – очевидное нарушение договора, добавляет Плешаков.
Плешаков пишет, что 2 ноября Филев встречался с гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым, после чего позвонил Плешакову и сообщил об отказе от сделки, но привел совсем иную причину, нежели отсутствие пакета. Какую именно, он не сказал. Филев упоминал, что собирается на встречу с Савельевым, рассказывает один из кредиторов «Трансаэро». Встреча прошла 2 ноября, это был не тет-а-тет, уточняет человек, близкий к одному из участников, но содержания беседы он не знает.
Плешаков грозил подать на Филева в суд, пишет Forbes со ссылкой на источник, близкий к одной из сторон несостоявшейся сделки. «Оснований для расторжения договора купли-продажи, если в нем нет особых оговорок, не много: например, существенные нарушения его условий или существенные изменения обстоятельств. Существенность обстоятельств (например, отзыв сертификата эксплуатанта произошел после заключения договора) может оценивать суд», – говорит руководитель судебно-арбитражной практики юрфирмы ЕПАМ Сергей Ковалев. Если в договоре не прописаны санкции за немотивированный отказ от сделки, то можно требовать возмещения убытков, способов их расчета достаточно много: например, если акции пришлось продать другому покупателю дешевле, то убытки – это разница; или если компания обанкротилась, нового покупателя найти не удалось, то убытки – это вся сумма сделки, рассуждает эксперт. Сумму сделки Плешаков и Филев не раскрывают.
На 30 сентября Плешакову, по данным списка аффилированных лиц «Трансаэро», принадлежали 46,55% акций авиакомпании. В Twitter супруги он сообщает, что, подписывая договор, имел на счетах 59% акций. Представитель Филева уточняет, что у Плешакова не было не обремененного залогом контрольного пакета. «За 60 дней я имел возможность приобрести дополнительные акции на открытом рынке или у других акционеров <...> Филев был хорошо проинформирован о залоге части акций по кредитам, предоставленным двумя банками «Трансаэро», – написал Плешаков. Ранее сообщалось, что 25% акций заложены ВТБ, о другом залогодержателе неизвестно. Плешакова передала «Ведомостям», что в двух банках заложен значительно меньший пакет, чем 25%. Второй банк она не назвала. Пресс-служба ВТБ от комментариев отказалась. Человек, близкий к акционерам S7, говорит, что на днях топ-менеджер группы ВТБ сообщил Филеву, что помощи от группы в сделке не будет, в том числе в разрешении продать акции. Почему – собеседник не знает. Представитель Филева уверяет, что если пакет в течение 60 дней (считая с 20 октября) будет собран, то акционеры S7 вернутся к обсуждению сделки. В отношении части акций есть также неурегулированные претензии третьих лиц, добавляет собеседник.
Филевы рассчитывали присоединить «Трансаэро» к входящим в группу S7 авиакомпаниям «Сибирь» и «Глобус» и, сохранив за собой не менее 51% объединенной компании, предложить кредиторам проблемного перевозчика частично конвертировать долг в акции. Негосударственные банки-кредиторы поддерживали эту идею. Теперь, когда сделка развалилась, «пул кредиторов продолжит работать с менеджментом компании для формирования нового плана реструктуризации с учетом текущей ситуации и намерен в ближайшее время начать его обсуждение со всеми кредиторами», заявил представитель МФК. «С отходом от сделки Филева в истории авиакомпании можно ставить точку – огромные долги, имидж безнадежно испорчен. Остается юрлицо «Трансаэро», с которым предстоит работать кредиторам и лизингодателям , скорее всего, в процедуре банкротства», – говорит главный редактор отраслевого портала www.avia.ru Руслан Гусаров.
Долги «Трансаэро» – 250–260 млрд руб., в том числе 150 млрд руб. – обязательства по лизингу, говорили госбанкиры. Но Плешакова утверждала в Twitter, что эта цифра – миф. С 26 октября у компании аннулирован сертификат эксплуатанта (соответствующий приказ подписан утром 21 октября) и отозваны разрешения на полеты по всем международным направлениям. 25 ноября начнется рассмотрение первого заявления о ее банкротстве (от Сбербанка). Заявление также подал Альфа-банк и подадут ВТБ и Газпромбанк.