Вступление в силу закона о банкротстве физлиц может быть отложено на три месяца
Рассматривать дела о банкротстве будут арбитражные суды
Закон о банкротстве физлиц может вступить в силу не с 1 июля, а с 1 октября – такой законопроект одобрили вчера депутаты во втором чтении. Помимо этого рассмотрение дел о банкротстве физлиц переходит от судов общей юрисдикции к арбитражным, следует из документа.
Перенос подведомственности логичен, поскольку у арбитражных судов огромный опыт рассмотрения дел о банкротстве, но их намного меньше, чем судов общей юрисдикции, – по одному арбитражному суду первой инстанции на субъект Федерации, что уменьшает их доступность для граждан, рассуждает руководитель аналитической службы «Инфралекс» Ольга Плешанова.
«Мы решили доверить рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку случаи у граждан могут быть очень сложными – у некоторых по 10–15 кредитов, кроме того, задолженность может быть еще и перед управляющей компанией по услугам ЖКХ и т. д.», – объясняет председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Он надеется, что за время до вступления закона в силу арбитражные суды смогут увеличить штат.
Крымчан не банкротить
Важная поправка принята для Крыма, отмечает Гаврилов: не запускать процедуру банкротства при возможности финансового оздоровления. «В идеальной модели мы хотим распространить эту поправку и на федеральное законодательство», – говорит он.
Поправки в основном повторяют действующий закон, но вводятся изменения в Административный кодекс, указывает Плешанова: для граждан предусмотрена ответственность за «фиктивное» и «преднамеренное» банкротство (уже действует в отношении юрлиц и предпринимателей).
Изменения существенно расширяют список требований, которые сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве, говорит руководитель практики несостоятельности и банкротства юрфирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Радик Лотфуллин. Например, продолжает он, гражданин не освобождается от требований о привлечении его как контролирующего лица к субсидиарной ответственности, о возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу, участником которого он был или членом коллегиальных органов являлся, а также о применении последствий недействительности подозрительной сделки или сделки с предпочтением.
Потенциально под закон о банкротстве физлиц подпадают тысячи клиентов банка, при этом оценить количество заемщиков, которые захотят использовать данную процедуру в целях урегулирования долга, пока сложно, говорит представитель Сбербанка. Банкротство – это крайняя мера, которая впоследствии серьезно ограничит возможности клиента, объясняет он, добавляя, что Сбербанк не планирует со своей стороны применять процедуру банкротства, поскольку требуется, чтобы сложилась практика, необходимо оценить затраты и сроки.
Банкам механизм банкротства физлиц не особо интересен, поскольку это долго и затратно, а если кредит обеспечен залогом, то банкротить гражданина им просто нет смысла, указывает Лотфуллин. Банкротство может быть интересно банку в случае вывода должником активов, считает он: банкротное законодательство устанавливает основания, по которым могут быть оспорены сделки должника.
Перенос сроков, безусловно, на руку кредиторам, которые еще могут попытаться успеть обратить взыскание на имущество, принадлежащее гражданам, в рамках исполнительного производства, указывает юрист Адвокатского бюро ЕПАМ Роман Крылов. По новым поправкам суд будет вправе (если гражданин не соответствует требованиям для реструктуризации долгов) на основании ходатайства должника признавать его банкротом, минуя процедуру реструктуризации долгов. Таким образом, ожидает он, срок производства может существенно сократиться и гражданин сможет раньше освободиться от долгов.