22 сентября 2014
«Ведомости» публикуют комментарий Дмитрия Степанова в статье о поправках в законы об ООО, АО и о госкорпорациях, в которых предлагается усилить контроль акционеров за сделками эмитентов

Сотрудник с интересом

Минэкономразвития предлагает усилить контроль акционеров за сделками эмитентов. Инвесторы рады, компании же опасаются споров

Подготовленные Минэкономразвития поправки в законы об ООО и АО, а также о госкорпорациях опубликованы на портале regulation.gov.ru. Они позволят оспорить любую сделку, если один из менеджеров компании был в ней заинтересован.

Сделки с контрагентом, аффилированным с руководством компании, подлежат одобрению на совете директоров или собрании акционеров. Но сейчас в законе об АО и ООО перечень лиц, у которых может возникнуть конфликт интересов, ограничен, по сути, гендиректором, членами совета директоров и акционерами с долей от 20%, говорит Максим Распутин из «Иванян и партнеры».

Минэкономразвития предлагает сделать открытым перечень лиц, чью заинтересованность в сделке нужно проверять, - это может быть любой сотрудник, «выполняющий организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции». На совет директоров должны тогда выноситься все сделки, в которых заинтересован хоть один из таких сотрудников, говорит Распутин.

Сотрудников госкорпораций и госкомпаний, которые не сообщат о своей заинтересованности в сделке, будет ждать штраф до 30 000 руб., за повторное нарушение в течение трех лет - 50 000 руб. Проект также обязывает госкомпании публиковать решения об одобрении сделок с заинтересованностью.

Представители опрошенных госкомпаний и госкорпораций сообщили, что готовы выполнять новые требования, если они вступят в силу. Возможно, мера закроет существующий в законодательстве пробел, говорит директор Prosperity Capital Management Александр Бранис. В крупных холдингах руководство нередко делегирует сотрудников в советы директоров «дочек», рассказывает он: в органы управления материнской компании они не входят, поэтому могут участвовать в одобрении экономически невыгодных для акционеров сделок с «дочкой». Если сотрудники компании будут считаться заинтересованной стороной, то есть надежда, что их не допустят к одобрению сделок, рассчитывает Бранис.

Чем шире круг лиц, тем больше риск нарушить закон, критикует инициативу менеджер металлургического холдинга. Потребуется более глубокая подготовка любой сделки и вырастет риск манипуляций, беспокоится он: у конкурентов и конфликтующих сторон появится больше формальных поводов оспорить сделку и признать ее недействительной. Непонятно, как выполнять новую норму, отмечает Распутин: заключая сделку, гендиректор просто не будет знать всех заинтересованных лиц. Норма сама по себе не будет работать, считает Дмитрий Степанов из ЕПАМ, потребуется тонкая настройка в судебной практике.

Сергей Титов

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ