Рейдер заплатит
Высший арбитражный суд (ВАС) может разрешить взимать с рейдеров убытки за атаки на чужой бизнес. Это уже подтолкнуло одну из сторон конфликта вокруг сотового оператора СМАРТС к поиску компромисса.
Дмитрий Казьмин, Игорь Цуканов
Завтра президиум ВАС рассмотрит иск одной из самых известных жертв рейдерских атак в России — владельца 19,97% акций СМАРТС, кипрской Angentro Trading & Investments, контролируемой основным владельцем оператора Геннадием Кирюшиным. Компания требует взыскать 2,48 млрд руб. ущерба с «Сигма капитал партнерз», контролируемой ее председателем совета директоров Леонидом Маевским.
Конфликт начался в 2005 г. «Сигма» выкупила у Внешэкономбанка право требования по кредиту Angentro на $56,3 млн. Залогом по нему были 32% акций СМАРТС. «Сигма» подала множество исков с требованием передать ей права на заложенные акции и арестовала весь этот пакет.
В ответ кипрская компания тоже добилась ареста собственных акций, а в 2009 г. подала встречный иск к «Сигме» о взыскании убытков от рейдерской атаки. Ущерб в 2,48 млрд руб. был рассчитан исходя из потерь как самой СМАРТС (например, из-за необходимости занимать по более высоким ставкам), так и акционеров — из-за недостаточного прироста стоимости бумаг. Суды первой и кассационной инстанций отказали во взыскании ущерба с «Сигмы». Они указали, что акции арестовывали и сами акционеры, а стоимость бумаг все же выросла, т. е. говорить об убытках нельзя.
Но тройка судей ВАС в определении о передаче дела в президиум не согласилась с этим. Арест был защитой от «рейдерской атаки» со стороны «Сигмы», говорится в определении, а рост стоимости акций с 2005 по 2008 г. свидетельствует лишь о «разумности действий акционеров» по минимизации ущерба. Судьи должны учитывать потери, в том числе невозможность проведения IPO или удорожание банковских кредитов, рекомендует «тройка». Правопорядок не должен содействовать предъявлению необоснованных обеспечительных требований и освобождению от ответственности лиц, их заявивших, указывают судьи. Если же суд посчитал, что такие убытки не доказаны, то он должен сам определить размер компенсации, исходя из принципа «справедливости и соразмерности ответственности».
Гражданский кодекс не предусматривает компенсации потерь за упущенный шанс, говорит адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Лебедев, представляющий «Сигму» в суде. Но главное — что не доказана связь между действиями «Сигмы» и убытками у Angentro, продолжает он. Если президиум поддержит позицию «тройки», преимущество в корпоративных спорах сместится в сторону ответчиков, прогнозирует Лебедев.
«Если суд решить взыскать с “Сигмы” убытки по иску Angentro, это будет прецедентом, фактически разрешающим брать деньги взаймы и не возвращать», — говорит Маевский.
«С толкованием могут быть проблемы, но в нашем случае все очевидно», — считает Кирюшин: компания, имевшая тысячную долю процента в капитале, требовала ареста 100% акций.
Партнер «Нерр» Илья Рачков поддерживает судей ВАС. Многие иски подаются с целью не решить спор, а добиться обеспечительных мер и доставить неприятности оппоненту. Если за такие действия придется платить, желающих станет меньше, полагает он, только суды должны различать ситуацию, когда миноритарий пытался защитить свои права и проиграл и когда акционеров атакуют рейдеры. Из-за популярности рейдерства через обеспечительные меры в начале 2000-х гг. сейчас суды с большой неохотой утверждают предварительные обеспечительные меры, замечает партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. По статистике ВАС, в прошлом году суды рассмотрели 60 984 заявления об обеспечительных мерах (снижение на 19,3% по сравнению с 2009 г.), из них 403 — о предварительных. Было удовлетворено 37,8 и 22,1% заявлений соответственно.
Конфликт же вокруг СМАРТС может быть решен мирным путем. «Сигма» уже не стремится получить акции оператора, написал Маевский Кирюшину и президенту Tele2 Russia Дмитрию Страшнову (копии писем есть у «Ведомостей») 8 августа 2011 г.
В мае Tele2 направила акционерам СМАРТС оферту на покупку 97% оператора за $390 млн (включая $100 млн долга). Сделка могла состояться лишь при условии урегулирования конфликта с «Сигмой», чего сделано не было. Да и сам Маевский тогда потребовал, чтобы шведы вели переговоры и с ним: «Сигма» считает себя «законным владельцем 32% акций СМАРТС и любые кулуарные переговоры Tele2 с другими акционерами будет воспринимать «как недружественное отношение», писал он в июне Страшнову.
Впрочем, в пятницу Маевский заявил «Ведомостям», что и прежде отстаивал свои права исключительно как кредитора.
В письме Кирюшину и Страшнову Маевский пишет, что готов «к компромиссному решению», которое даст Tele2 возможность приобрести СМАРТС, а «Сигме» — истребовать с Angentro долг, составлявший на 1 августа 2011 г. «более $116 млн» (с учетом штрафов за просрочку выплат и пеней). Он предлагает Angentro погасить этот кредит, сделать это самой Tele2 после покупки оператора или переуступить права требования шведской компании.
Страшнов в ответ поблагодарил Маевского (копия письма от 30 августа есть у «Ведомостей») «за заинтересованность в диалоге с Tele2 и выразил надежду «на дальнейшее конструктивное сотрудничество». Представитель Tele2 вчера отказался от комментариев. А Кирюшин говорит, что ответил Маевскому, но содержание письма называет конфиденциальным. «К диалогу с Tele2 мы по-прежнему открыты», — сказал Кирюшин. Он пока не планирует подавать другие иски о взыскании ущерба с «Сигмы».