Штрафная скидка
Глава сбытового подразделения компании вступил в сговор с коллегой из другой компании, их ждет административная и уголовная ответственность, но за что наказывать компанию, если нарушены и ее собственные правила, объяснял руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на заседании бюро РСПП в начале декабря. Внедрение внутреннего антимонопольного контроля может стать основанием для освобождения от ответственности или для ее смягчения, говорил он.
Если компания способствовала выявлению нарушения, то она и сейчас может получить скидку по штрафу. Теперь ФАС собирается закрепить в законе понятие антимонопольного комплаенса и связанные с ним скидки по штрафам – они могут появиться в пятом пакете антимонопольных поправок.
Если компания внедрила антимонопольный комплаенс, сама выявила и устранила нарушение, то может быть вообще освобождена от штрафа, если минимизировала его последствия, – штраф может быть снижен, объясняет замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. Но комплаенс не должен превратиться в индульгенцию – «утвердили и ведем себя как хотим», уточнил он. Например, наличие комплаенса не должно влиять на ответственность, если компания неоднократно совершила нарушения, объясняет Пузыревский, или если нарушение совершил руководитель или собственник компании, при картельных соглашениях.
Такие системы могут быть интересны крупным компаниям и естественным монополиям, комментирует старший юрист А2 Екатерина Ильина. Пока немногие компании внедрили антимонопольный комплаенс. «Уралкалий» сделал это еще в 2013 г., рассказывал ранее на антимонопольной конференции «Ведомостей» антитраст-менеджер «Уралкалия» Азамат Абдульменов: система включает в себя антимонопольные правила и процедуры для минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства. По его мнению, наличие комплаенса и сейчас может учитываться как смягчающее обстоятельство, но лучше, если будет прямо указано в законодательстве, как и на сколько снижаются санкции.
В декабре о внедрении антимонопольного комплаенса объявила и МТС.
Сейчас ФАС обсуждает с рынком и экспертами размер скидки. Есть разные варианты, рассказывает председатель генерального совета НП «Содействие развитию конкуренции», адвокат АБ ЕПАМ Анна Нумерова: например, минимальный штраф в 100 000 руб. или уменьшение оборотного штрафа на 1/8. В законодательстве можно определить, насколько снижается штраф, согласен Пузыревский. Корпоративные юристы выступают за минимальную ответственность, говорит Нумерова. Но есть риски, что злоупотребления дискредитируют идею, признает она: компании смогут оформлять задним числом внутренние документы, формально отвечающие требованиям комплаенса.
Екатерина Мереминская, Филипп Стеркин