Растаможенная репутация
Государству, возможно, придется платить за неаккуратные заявления чиновников, наносящие вред деловой репутации компаний. Судьи Высшего арбитражного суда предлагают в таких спорах опираться на практику Европейского суда по правам человека, а не Верховного суда
Дмитрий Казьмин
Прецедентное решение президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) может принять сегодня по спору новосибирской компании «Лес» с Россией в лице Федеральной таможенной службы. Компания, владеющая складами временного хранения, требует 100 млн руб. в компенсацию морального вреда, причиненного умалением ее деловой репутации.
Конфликт между «Лесом» и Сибирским управлением таможни случился еще в 2008 г.: в январе чиновники арестовали склады компании, а в мае Новосибирская таможня исключила «Лес» из реестра владельцев складов. Причиной стало отсутствие оборудования для досмотра, а его компания не смогла установить, поскольку склады были арестованы. Информацию о приказе, в том числе о предписании таможенникам не допускать размещение товаров на складах «Леса», Новосибирская таможня опубликовала на сайте.
Компания успешно оспорила в судах отзыв лицензии, а затем потребовала с таможни 52,8 млн руб. убытков и упущенной выгоды, а также возмещения вреда репутации на 100 млн руб. Последнее требование выделено судом в отдельное производство. Размер вреда «Лес» объяснил тем, что из-за сообщения на сайте таможни потерял клиентов, а прибыль сократилась вдвое.
Суды трех инстанций отказали «Лесу», сославшись, в частности, на разъяснения пленума Верховного суда от 2005 г. по делам о защите деловой репутации: сведения из официальных документов со специальным порядком обжалования, в том числе приказов ведомств, не могут рассматриваться как не соответствующие действительности. Суды сделали вывод, что защита прав компании произошла в момент отмены приказа.
Но тройка судей ВАС предложила альтернативу разъяснениям Верховного суда. Она обратила внимание на практику Суда по правам человека по делу «Comingersoll против Португалии»: суд не счел справедливой компенсацией репутационных потерь бизнеса одно лишь признание незаконными решений чиновников. Тройка решила, что в совокупности незаконное решение таможни и распространение сведений о нем могут умалять деловую репутацию: требования «Леса» нужно удовлетворить в соразмерном объеме.
Представитель ФТС комментировать спор отказался, но сообщил, что позиция таможни изложена в судебных актах: ФТС не видит связи между действиями таможни и убытками и репутацией компании. С представителем «Леса» вчера связаться не удалось.
Если президиум поддержит позицию тройки, откроется новая страница в спорах с государством, считает адвокат Московской городской коллегии адвокатов Алексей Мельников. До сих пор практика в судах по репутационным делам была строго формальной, объясняет он: если есть возможность привязать действия чиновников к какому-то ненормативному акту, тут же идет отказ в иске.
Суды подчас не смотрят, соотносится ли текст документа и комментарии к нему чиновников, замечает Мельников. Компании выигрывают в основном споры со СМИ, когда доказывают искажение факта, констатирует он: крупнейшая компенсация в 10,9 млн руб. была присуждена Альфа-банку по иску к «Коммерсанту».
Компании уже научились возмещать материальный вред от действий чиновников, в частности приставов, но четкого определения, что можно считать репутационным вредом, в практике нет, сетует старший юрист компании ЕПАМ Алина Кудрявцева, если президиум решит, что моральный вред может быть причинен сведениями из ненормативного акта, использование административного ресурса для давления на бизнес будет ограничено.
По оценкам руководителя экспертного совета «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, таможня (и МВД) чаще других бывают замечены в активном пиаре: удар по репутации очевиден, но остается довольствоваться отменой незаконных решений. Если у бизнеса появится возможность взыскивать с государства компенсации за необоснованные обвинения, то и правительство найдет способ приструнить чиновников, считает Данилов-Данильян.
Адвокат Goltsblat BLP Рустам Курмаев надеется, что президиум ВАС даст ориентир, как считать соразмерный репутационный вред. Мельников замечает, что, если в понятие «соразмерный» судьи включат, например, последствия потери клиентов, компенсации могут быть и крупными.