Похороны телерекламы
С начала этого года большинство федеральных каналов отказалось от размещения рекламы похоронных услуг. Представители ритуального бизнеса намерены завтра поднять этот вопрос на совещании в ФАС. Пока ни телеканалы, ни селлеры не поясняют, почему ограничивают участникам похоронного рынка доступ к телеаудитории. Между тем, юристы отмечают, что сложившаяся ситуация может заинтересовать антимонопольщиков.
С начала этого года большинство федеральных каналов отказалось размещать у себя рекламные ролики, в которых речь идет о ритуальных услугах. Как рассказал Накануне.RU вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) по УрФО, генеральный директор салона обрядовых услуг «Ритуал» Евгений Скорынин-Шадурский, сейчас рекламировать свои услуги ритуальные организации могут только на НТВ - с 23:00, ТВЦ и ОТВ – без ограничений.
«Все остальные – Рен-ТВ, ТНТ, СТС, 41-домашний, ДТВ, Первый, Второй канал – нас просто не пустили. Раньше у нас и на СТС была реклама и на Рен-ТВ мы брали пакетные предложения», - уточнил он.
При этом, по данным Евгения Скорынина-Шадурского, 96% клиентов «Ритуала» узнавали о компании из телерекламы.
«У нас ритуальные услуги – становятся каким-то табу. Развития культуры памяти вообще не существует. Убираем рекламу с телевидения, потом уберем рекламы из газет и т.д. и вся похоронка будет в подполье. Получится, что гражданин будет абсолютно не сведущ в этом вопросе. Я считаю, что население необходимо информировать, что есть рынок, что на нем работают компании, что они проходят сертификацию, участвуют в выставках, обучают своих сотрудников, развиваются...», - говорит вице-президент СПОК.
Он обратил внимание на то, что в телерекламе «Ритуала» не было ничего шокирующего, аморального, оскорбительного и т.п. – на экране показываются цветы, название организации и ее номер телефона. А ролик салона ритуальных услуг «Карит-Сервис», по его информации, вообще принимал участие в Каннском фестивале рекламы: скрипач укладывал скрипку в футляр, что сопровождалось надписью «Салон ритуальных услуг «Карит-Сервис» фразой «Бережно».
Евгений Скорынин-Шадурский рассказал, что в настоящее время организации, оказывающие ритуальные услуги, пытаются заявить о себе аудитории, используя другие способы рекламирования.
«У нас и печатные издания и щиты мы пробовали, сейчас у нас идет реклама в общественном транспорте. Просто телевидение – это максимальный охват территории», - отмечает он.
Развернутых пояснений относительно того, почему похоронным организациям ограничили доступ к телеаудитории, ни сами телеканалы, ни компании, которые продают рекламу на них (селлеры), не дают.
«99% рекламы ритуальных услуг идет в формате «бегущей строки», а такой формат размещения федеральные каналы не практикуют уже очень давно», - таким ответом Накануне.RU ограничились в пресс-службе «Видео Интернешнл» (продает около 70% телерекламы в РФ).
В пресс-службе же СТС Медиа (владеет и управляет телевизионными каналами СТС, «Домашний» и ДТВ) Накануне.RU сообщили, что подобные ролики периодически размещаются эфире телеканалов, которыми управляет компания, в регионах.
«Преценденты по подобным роликам были связанны с праздничными днями - Рождество, 8 Марта и т.д., - но речь идет именно о переносе с определенного дня, а не об отказе», - говорят в пресс-службе.
Между тем, Евгений Скорынин-Шадурский вчера на заседании в ФАС России, где обсуждались проблемы, связанные с конкуренцией на рынке ритуальных услуг, он уже обозначил сложившуюся ситуацию. Пока о конкретных действиях ФАС в данном направлении неизвестно.
Юристы отмечают, что она, скорее всего, должна заинтересовать антимонопольщиков.
«Федеральный закон «О рекламе» не содержит каких-то специальных требований к рекламе ритуальных услуг, то есть, к такой рекламе применимы общие правила закона, реклама ритуальных услуг, как и любая другая, должна быть добросовестной и достоверной. Поэтому, если реклама, которую хотят разместить ритуальные организации, соответствует закону, отказ селлеров и (или) телеканалов размещать рекламу ритуальных услуг ограничивает конкуренцию, препятствует осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию ритуальных услуг. С учетом того, что продавцы рекламы на федеральных каналах имеют на рынке фактически доминирующее положение, здесь безусловно есть предмет для рассмотрения ФАС», - сообщил Накануне.RU начальник отдела правовых споров агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин.
Правда, юрист адвокатского бюро ЕПАМ Валерия Барсукова указывает на то, что в рекламной практике довольно часто встречаются отказы рекламораспространителей от приема к размещению рекламных материалов в случае несоответствия их тематическим и этическим принципам рекламораспространителя.
«Это касается, в том числе, и рекламы ритуальных услуг. Формально рекламораспространитель вправе отказать рекламодателю в размещении рекламы, противоречащей внутренним требованиям рекламораспространителя (СМИ и пр.)», - уточнила она Накануне.RU.
Однако, если только такой рекламораспространитель занимает доминирующее положение на соответствующем рынке, его можно привлечь к ответственности, например, по п.5 ч.1 ст.10 закона "О защите конкуренции" за "экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными заказчиками в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара" (в данном случае - рекламной услуги).