Многие устаревшие производства работают исключительно с прицелом на госзакупки
В последние годы идея модернизации российской экономики и в первую очередь ее несырьевой части стала одним из важнейших приоритетов государственной политики. Государство посылает ясные сигналы бизнесу о готовности оказывать разнообразную экономическую поддержку, в первую очередь за счет инвестирования средств бюджета. Не проходит года, чтобы не появлялась новая идея, стимулирующая развитие несырьевой экономики. Но как только государство сталкивается с недостатком средств, мы видим замораживание инфраструктурных проектов, перенос сроков дополнительной эмиссии крупных холдингов под выкуп акций государством, ужесточение условий предоставления средств на возвратной основе. Финансовый кризис и продолжающаяся нестабильность в глобальной экономике показали, насколько уязвимы и зависимы от текущей экономической ситуации прямые меры господдержки промышленности, такие как субсидирование, предоставление средств федеральными институтами развития.
В отличие от разноплановой динамики объемов прямой господдержки можно наблюдать устойчивый рост объема закупок товаров, работ и услуг для нужд государства, муниципальных образований и компаний, контролируемых государством. Рост идет по всем направлениям. Растет, хотя и неравномерно, госзаказ на региональном уровне. Существенно увеличиваются объемы закупок для нужд государственных корпораций и крупнейших компаний, контролируемых государством. Громадные средства, формирующие значительный объем спроса в целом ряде групп товаров, работ и услуг, не могут не оказывать существенное влияние на облик производства, и в первую очередь тех отраслей, которые испытывают серьезный недостаток спроса со стороны частного сектора.
От того, что именно и, главное, на каких условиях закупается, зависит, в производство чего пойдут инвестиции: как российские, так и иностранные. Долгое время госрегулирование ограничивалось установкой процедур проведения закупок и решением задачи обеспечения государственных нужд товарами, работами и услугами по минимальным ценам. Это привело к тому, что многие устаревшие производства и сервисы в России работают исключительно с прицелом на госзакупки. В результате акционеры соответствующих предприятий (включая государство) не стоят перед дилеммой: модернизация или банкротство. Стоит появиться потребности госзаказчика в более современной продукции - и российская промышленность демонстрирует неготовность ее удовлетворить.
В последние годы государство готово формировать спрос в России на современную продукцию, особенно в тех секторах, где без участия государства спрос на такие товары и услуги не может появиться по мановению волшебной палочки. Например, законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." установлено, что размещение заказов для государственных и муниципальных нужд допускается при условии соблюдения требования энергетической эффективности товаров, работ и услуг.
Однако что делать, если современная продукция не производится в России? Насколько средства, выделяемые государством, могут стимулировать внутреннее производство, настолько могут и стимулировать импорт готовой продукции (а не только импорт оборудования и технологий). В российском законодательстве существуют как нормы, ограничивающие размещение заказов на иностранные товары и заказов работ (услуг) у иностранных поставщиков, так и нормы, создающие преференции для отечественной продукции. Например, постановлением правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 56 установлены запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. В 2011 году по определенным видам товаров действовала 15%-ная референция в отношении цены контракта по заявкам на участие в торгах, содержащим предложения о поставке товаров российского происхождения.
Однако создание преференций для российских товаров и ограничений для иностранных само по себе не решает вопрос развития обеспечения государственных нужд современными товарами и развития соответствующих производств в России. Из года в год сохраняется ситуация, когда поставки дорогостоящих товаров для нужд государства и особенно для нужд компаний, контролируемых государством, обеспечиваются за счет импортной продукции либо продукции, чье происхождение отнесено к российскому, однако степень локализации производства остается низкой. Особенно заметным это становится в тех отраслях, где на протяжении многих лет объем госзаказов был невысоким, что привело к технологическому отставанию предприятий, банкротству или перепрофилированию основных производственных центров (производство медаппаратуры, электротехники, спецтранспорта и др.). Резкий рост спроса в такой продукции после многих лет стагнации со стороны госзаказчиков обнажил зависимость от импорта и неспособность промышленности удовлетворять потребностям государственного сектора.
Такие явления можно наблюдать даже в "святая святых" российской промышленности - оборонно-промышленном комплексе. Споры об обоснованности закупки вертолетоносцев и беспилотных летательных аппаратов у зарубежных производителей до сих пор не утихают. Однако факт остается фактом - потребность в сложной, дорогостоящей продукции покрывается за счет импорта, а вопросы стимулирования поставщиков этой продукции организовывать ее производство в России требуют создания необходимой правовой базы.
Автор: Андрей Порфирьев, старший юрист Бюро, сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» при «Деловой России»