5 февраля 2021 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 28.01.2021 № 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды» (Приказ).
Методика утверждена в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и позволяет органам надзора, прежде всего Росприроднадзору, рассчитывать размер вреда, причиненного атмосферному воздуху в результате нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, и предъявлять иски о компенсации такого вреда.
Согласно Методике основанием для исчисления размера вреда является превышение выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками над технологическими нормативами или над нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ (в зависимости от вида и категории объекта негативного воздействия).
Предусмотрено исчисление вреда в двух случаях:
- в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), и
- в период действия НМУ, когда соответствующие хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ с атмосферный воздух.
Утвержденные формулы для расчетов размера вреда учитывают величину выброса, превышающую установленный норматив (сверхнормативный выброс), в том числе сниженный на период выполнения мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ, а также продолжительность сверхнормативного выброса. При этом фактическая величина выброса загрязняющего вещества определяется в ходе государственного экологического надзора.
Необходимо учитывать, что в период действия НМУ за продолжительность выброса принимается длительность периода НМУ, а не фактическая продолжительность выброса, что повлечь за собой увеличение рассчитанной массы сверхнормативного выброса загрязняющих веществ.
Методика также предусматривает применение при расчете вреда дополнительных коэффициентов:
- повышающего коэффициента особой охраны (равен 2) для отдельных территорий и объектов, находящихся под особой охраной (ООПТ, зоны курортов, Байкальская природная территория и др.),
- коэффициента, учитывающего формирование повышенных уровней загрязнения в период действия НМУ, – в зависимости от эффективной высоты выбросов от стационарного источника (от 1 до 3,5 в зависимости от высоты «трубы»: чем выше «труба», тем ниже коэффициент).
Приказом также утверждены таксы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ, которые многократно (например, по бензапирену – в 3,5 раза, по оксиду азота – более чем 680 раз) превышают «базовые» ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.
Самая высокая такса предусмотрена для диоксинов, выбросы которых зачастую связывают с предприятиями по утилизации (сжиганию) отходов, – 404 млрд. рублей за тонну.
В связи с применением Методики необходимо дополнительно учитывать следующее:
- с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Широкий круг потенциальных истцов предполагает, что споры могут рассматриваться не только в арбитражных судах, но и в судах общей юрисдикции. Подобная практика широко применяется по искам прокуратуры о возмещении вреда, причиненного иным компонентам природной среды (почве, водным объектам и др.);
- в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (действует презумпция причинения вреда);
- срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, составляет 20 лет в отличие от требований о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) – за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, для которых установлен трехгодичный срок;
- в отличие, например, от действующей Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, уменьшение размера вреда, причиненного атмосферному воздуху, на величину оплаты сверхнормативного выброса, которую хозяйствующий субъект вносит в составе платы НВОС, не предусмотрено. В этой связи за сверхнормативный выброс, зафиксированный надзорными органами, хозяйствующий субъект должен не только внести плату за НВОС (с повышающими коэффициентами), но и компенсировать причиненный вред (двойная ответственность);
- положения Методики не применяются для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху до ее принятия (не имеют обратной силы).
В связи с утверждением Методики ожидается усиление ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства об охране окружающего воздуха. Суммы компенсаций за причиненный вред могут многократно превышать административные штрафы и плату за НВОС (сверхнормативный выброс).
Автор: старший юрист Александр Милосердов.