Бизнес предложил смягчить уголовную ответственность за увольнение людей перед пенсией
И снизить тарифы страховых взносов за таких работников с 30% до 10–12%
Уголовное наказание за необоснованный отказ принять на работу или за увольнение людей предпенсионного возраста приведет лишь к тому, что начнут увольнять и «не нанимать» тех, кто чуть младше, пишут Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и «Опора России» в письме на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина. «Ведомости» ознакомились с копией, представитель РСПП подтвердил ее подлинность. Предложение о введении уголовной ответственности за увольнение людей предпенсионного возраста вошло в дорожную карту Минтруда по смягчению последствий пенсионной реформы, эту инициативу впоследствии поддержал президент России Владимир Путин.
Возбуждать уголовное дело нужно только в том случае, если человек подал заявление о необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении и есть решение суда по этому трудовому спору – например, о восстановлении на работе, предлагают авторы письма. К уголовной ответственности работодателя можно привлечь, только если у него уже есть административное наказание за аналогичное правонарушение, настаивают они.
Но Госдума не будет сейчас менять недавно принятый закон об ответственности для бизнеса за увольнение лиц предпенсионного возраста, заявил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников «Интерфаксу».
В российской практике есть похожий пример – уголовная ответственность за увольнение беременных женщин, замечает юрист ЕПАМ Ольга Тянгаева. Но на практике эта статья, по ее словам, не работает: по данным адвокатского бюро, в 2017 г. к ответственности были привлечены всего три человека. Доказать, что сотрудница уволена не из-за того, что плохо работает и ее присутствие экономически нецелесообразно, а именно из-за беременности, очень сложно, поясняет Тянгаева: защищает эта статья только тех женщин, чьи работодатели не знают о ее редком применении. Вероятно, то же самое будет и с ответственностью за увольнение людей предпенсионного возраста, считает она: доказать, что уволили именно из-за возраста, практически невозможно.
Пенсионная реформа создает риски не только для предпринимательской деятельности, но и для экономики: доходы населения могут снизиться, безработица – возрасти, предупреждают авторы письма. Чтобы сохранять на работе людей предпенсионного возраста, бизнесу нужны финансовые стимулы. Прежде всего, страховые взносы за них должны платиться по льготному тарифу – 10–12% от заработка, а не 30%, как для обычных работников. В частности, взнос в Фонд социального страхования нужно снизить с 2,9 до 2,5% фонда оплаты труда, поскольку обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты обойдется бизнесу в 30 млрд руб. Кроме того, работников нужно обязать документально подтверждать, что в эти дни они проходили диспансеризацию, пишут авторы письма.
Они также предлагают ввести программы субсидирования занятости людей предпенсионного возраста: если компания принимает на работу возрастного работника, выделять ей один МРОТ в месяц из федерального бюджета и дополнительно – из бюджета региона, чтобы зарплата достигла минимального в регионе уровня.
Кроме того, государству стоит поддержать бизнес, который инвестирует в развитие профессионального образования, позволив на эти расходы уменьшать налогооблагаемую прибыль, настаивают РСПП, ТПП и «Опора России». Учебные центры предприятий по налоговому статусу должны быть приравнены к учреждениям профессионального образования, а если работодатель инициирует переобучение или повышение квалификации работника предпенсионного возраста – компенсировать ему расходы, предоставляя налоговый вычет.
Татьяна Ломская, Анна Холявко, Ведомости