05 марта 2022 года вступили в законную силу Федеральные законы, предусматривающие уголовную[1] и административную[2] ответственность за «фейки» об использовании Вооруженных Сил РФ и призывы введения санкций в отношении России.
Суть указанных нормативно-правовых актов в следующем:
В Уголовный кодекс РФ введены три новых состава преступления:
- Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.207³);
- Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280³);
- Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении России, ее граждан или российских юридических лиц (ст. 284²).
Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ
2.1. Категории «публичное распространение» и «заведомая ложность информации» в законе не определены.
Исходя из практики применения таких понятий можно сделать вывод, что:
- Публичное распространение предполагает, что информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств). Может проявляться в использовании средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении информации путем выступления на собрании, митинге, а также в форме распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.
- Заведомо ложная информация - информация (сведения, сообщения, данные и т.п.), которая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему.
2.2. Квалифицированными составами преступления являются те же действия, но:
- совершенные с использованием своего служебного положения, либо группой лиц или организованной группой, либо с искусственным созданием доказательств обвинения, либо из корыстных побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч.2 ст. 207³ УК РФ);
- повлекшие тяжкие последствия (ч.3 ст. 207³ УК РФ);
Понятие «тяжких последствий» является оценочным (крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организаций, учреждений, предприятий, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.д.).
2.3. Закон не содержит положений о том, применяется ли он к «фейкам», распространенным до вступления закона в силу, если он продолжает быть опубликованным, однако, по аналогии с «фейками» о коронавирусной инфекции, можно предположить, что сведения, распространенные до вступления изменений в УК РФ в законную силу, не будут признаваться преступлением.
2.4. Ответственность: вплоть до лишения свободы на срок до пятнадцати лет.
Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280³)
3.1. Перечень действий, влекущих уголовную ответственность, является открытым.
Цель – дискредитация, то есть подрыв доверия населения в отношении использования ВС РФ в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
3.2. Один из видов публичных действий - публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ.
Публичность призывов будет оцениваться аналогично публичному распространению информации (п.2.1).
3.3. Ответственность наступает в случае, (а) если лицо ранее было привлечено за совершение административного правонарушения по ст.20.3³ КоАП (введена 05.03.2022), либо (б) наступления последствий в виде причинения смерти по неосторожности, причинение вреда здоровью граждан и имуществу, массовые нарушения общественного порядка и т.д.
3.4. Ответственность: вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении России, ее граждан или российских юридических лиц (ст. 284²)
4.1. Меры ограничительного характера: как политические, так и экономические.
4.2. Призывы - обращения с целью побудить ввести или продлить меры ограничительного характера в отношении России, ее граждан или российских организаций:
- Адресаты: иностранные государства, государственное объединение, союз, государственное (межгосударственное) учреждение иностранного государства;
- Форма обращений - любая;
- Могут носить непубличный характер.
4.3. Уголовная ответственность наступает в случае, если лицо повторно совершило призывы к введению мер ограничительного характера и было в течение года привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.20.3⁴ КоАП РФ (введена 05.03.2022).
4.4. Преступление окончено независимо от результата, то есть с момента направления хотя бы одного обращения / размещения обращений в сетях общего пользования / отправления сообщений другим лицам независимо от того, удалось побудить иностранные государства или организации к введению (продлению) санкций, или нет.
4.5. Ответственность: вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
Авторы: партнер Виктория Бурковская, советник Елена Новикова, юрист Николай Яшин.
_________________
[1] https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1531139/
[2] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203040006
Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.