По итогам 2019 года объем российского рынка слияний и поглощений может сохраниться на уровне 2018-го. Первые точные итоговые показатели от аналитиков должны стать известны в ближайшие недели. Эксперты отмечают, что в 2019 году зарубежные компании продолжали избавляться от своих российских активов, отечественные — от своих международных «дочек».
Руководитель практики слияний и поглощений и корпоративного права АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге Елена Агаева полагает, что геополитическая неопределенность последних лет оказала влияние и на российский рынок M&A. В целом в последние годы он стагнирует. Консервативные иностранные инвесторы чаще выступают в качестве продавцов российских активов. Правда, при этом более динамичный иностранный бизнес, а также некоторые российские инвесторы продолжают приобретать выгодные активы.
[…]
Юристы, занимающиеся корпоративным правом, также отмечают, что за последние годы года сформировался четкий тренд на усиление в M&A российского, а не международного права. Это связано как с изменениями в Гражданском кодексе, произошедшими еще в 2014 году, так и со сложившейся политической конъюнктурой.
За последние годы изменения законодательства в области слияний и поглощений были разнонаправленными, делает выводы госпожа Агаева. «С одной стороны, государство усиливало контроль над обществами, имеющими стратегическое значение, например, путем предоставления премьер-министру права самостоятельно передавать любую сделку с участием иностранного инвестора на рассмотрение правительственной комиссии для решения вопроса о возможности ее осуществления. С другой стороны, продолжался тренд по внедрению в российское законодательство широко используемых в мире инструментов, позволяющих гибко структурировать сделки. Это дает возможность подчинять все большее число сделок отечественному праву. Например, была введена конструкция договора эскроу. Кроме того, была закреплена возможность передачи ряда корпоративных споров в постоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды). Данную новацию поддержал и Верховный суд, который дал разъяснения по институтам заверений об обстоятельствах возмещения потерь — ключевым конструкциям сделок слияний и поглощений»,— резюмирует эксперт.
Автор: Артем Алданов / Коммерсантъ
С полным текстом публикации можно ознакомиться по ссылке.