ФАС поскользнулась на нижегородской дороге
//Арбитраж отменил предписание ведомства о строительстве южного обхода города
Московский арбитраж завершил рассмотрение громкого дела, касающегося госконтракта стоимостью более 6 млрд руб. на строительство южного автодорожного обхода Нижнего Новгорода. По иску правительства Нижегородской области суд признал недействительным предписание Федеральной антимонопольной службы, потребовавшей отмены итогов конкурса в пользу дорожно-строительной компании «Магистраль». Антимонопольщики намерены обжаловать решение суда, но если оно вступит в законную силу, госконтракт будет сохранен: ФАС не сможет добиться его отмены в нижегородском арбитраже.
Как рассказал „Ъ“ юрисконсульт Главного управления по строительству автомобильных дорог Нижегородской области (ГУСАД) Вячеслав Карамышев, на вчерашних слушаниях арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил исковые требования нижегородского правительства, требовавшего признать недействительным предписание ФАС, которая в свою очередь настаивала на отмене протокола оценки конкурса на строительство участка автотрассы М-7 стоимостью 6,37 млрд руб. Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев назвал решение суда «очень странным» и заверил, что оно обязательно будет обжаловано. По его словам, арбитраж не внял доводам генеральной прокуратуры, которая поддержала ФАС и вошла в процесс, посчитав, что по итогам нижегородского конкурса были нарушены интересы государства.
Напомним, на право строительства третьей очереди первого пускового комплекса автотрассы М-7 (южный обход Нижнего Новгорода) в октябре 2008 года претендовали нижегородское ООО «Фирма „Магистраль“» (обязалось сдать объект в июле 2010 года — „Ъ“) и московское ООО ПО «Теплотехник», предложившее свои услуги на 470 млн руб. дешевле и более сжатые сроки строительства — до марта 2010 года. Кроме того, московский подрядчик указал в своей заявке гарантийные сроки в 50–70 лет на различные элементы автотрассы, что вызвало подозрения у конкурсной комиссии в надежности компании. В итоге конкурс выиграла фирма «Магистраль», чье предложение было признано организаторами лучшим по ряду критериев (опыт работы, наличие профессиональных кадров и других). Проигравший «Теплотехник» пожаловался в ФАС, которая в свою очередь обратилась в нижегородский арбитражный суд. Это разбирательство было приостановлено до разрешения вопроса о законности предписания ФАС в арбитраже Москвы.
В региональном правительстве были уверены в своей правоте еще до судебного решения. Так, начальник управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области Сергей Грачев заявлял журналистам, что антимонопольная служба «не вправе решать за заказчика автодороги, что ему лучше», предписывая изменить количество критериев к участникам госзаказа и порядок их оценки. «Дорогу нельзя построить за год, как обещал „Теплотехник“, собиравшийся зимой асфальт укладывать. Это могут сделать только марсиане, после чего дорога за год развалится. Слабо верится, что, заявляя 50 лет гарантии на асфальтовое покрытие при нормативных сроках в 10 лет, московский подрядчик собирался пять раз делать бесплатный гарантийный ремонт», — добавляет гендиректор ОАО «Нижегородавтодор» Евгений Васильев, курирующий строительство южного обхода.
Эксперты объясняют, что особое внимание к размещению госзаказа в регионах ФАС стала проявлять с лета прошлого года, после выхода соответствующего ведомственного приказа. «Все случаи размещения госзаказа на сумму свыше 10 млн руб. попадают под пристальное внимание антимонопольщиков, и подобные нарушения были выявлены в целом ряде регионов. Не всегда за ними стоит коррупционная составляющая, иногда власти отдают подряд местным фирмам ради сохранения рабочих мест, качества работ или услуг, собираемости налогов и т.д. Но это происходит в ущерб бюджету, и ФАС довольно жестко следит за этим», — объясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. «Вопросы обеспечения равенства участников размещения заказов, их добросовестной конкуренции, прозрачности и некоррумпированности процедуры отбора победителя в данном случае обладают приоритетом по отношению к вопросам целесообразности и разумности, к которым весьма часто апеллируют представители государственных или муниципальных заказчиков», — добавляет юрист адвокатского бюро ЕПАМ Татьяна Бойко.
В правительстве Нижегородской области надеются, что судебные процедуры продлятся больше года, а за это время южный обход будет построен и предмет спора отпадет сам собой. Но в ходе разбирательств в московском и нижегородском арбитражах антимонопольная служба пытается в качестве обеспечительных мер приостановить строительство автодороги: в декабре прошлого года суд уже накладывал арест на стройку, однако затем по жалобе «Магистрали» отменил его. Новое решение по обеспечительным мерам пока не принято, но строительство участка уже приостановлено по финансовым причинам: точный объем федерального участия в проекте определится только после того, как Росавтодор пересчитает бюджеты с поправкой на кризис.
Роман Кряжев