Суд разъяснил, как нельзя засчитывать скидки по рекламным акциям в магазинах
Москва. 5 октября. ИНТЕРФАКС - Скидки с подарочных карт за будущие приобретения нельзя использовать для вычета НДС по первой покупке, вместе с которой она выдается, решили налоговики, доначислившие компании MediaMarkt налог на прибыль. Суд встал на сторону налоговиков. ФНС всегда тщательно проверяет правильность оформления рекламных подарков и скидок для целей налогообложения, говорят эксперты.
Налоговая служба проверила работу ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" за 2011-2012 годы, после чего пришла к выводу, что компания занизила налоговую базу по налогу на прибыль. Обществу доначислили 40,5 млн рублей налога и оштрафовали на 607 тыс. рублей (плюс 55 тыс. рублей пени). Компания оспорила это решение в ФНС, где требования снизили до 12 млн рублей налога, 400 тыс. рублей штрафа и 20 тыс. рублей пени, а затем обратилась в суд, но в итоге проиграла как в первой инстанции, так и в апелляции.
При покупке товаров компания выдавала покупателям подарочные карты, по которым можно было получить определенную скидку на следующую покупку. В документах ритейлер указал, что дает покупателю скидку, которую он авансом зачисляет на скидочную (подарочную) карту компании. Соответственно, сумму "аванса" компания из своей выручки вычитала. Однако суды сочли такой подход неправомерным, в том числе потому, что покупатель не мог обналичить сумму якобы "авансированных" им денежных средств с подарочной карты, пояснил "Интерфаксу" старший юрист BGP Litigation Денис Савин.
Продав товар, участвующий в акции, компания отражала выручку от его продажи, исчисляла НДС и списывала его себестоимость. При следующей покупке с подарочной картой компания отражала в учете продажу, исчисляла НДС, принимала к вычету суммы НДС с авансов и списывала себестоимость проданного товара. Согласно 249 ст. НК (Доходы от реализации), выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за проданные товары, законодательство не предусматривает уменьшение выручки через возможность в будущем уменьшить стоимость приобретаемого товара, поясняет суд.
В момент выдачи подарочных карт компания не предоставляла покупателю скидку на "акционный" товар, а все поступившие от него деньги необходимо рассматривать как плату за приобретение этого товара. В свою очередь, отражение в налоговом учете номинала подарочной карты, выдаваемой при приобретении "акционного" товара в качестве аванса, не может быть признано обоснованным, решил суд.
По мнению суда, у покупателей "акционного" товара не было намерения вносить предоплату в счет каких- либо предстоящих поставок (на чем настаивал "Медиа-Маркт"), поскольку подарочные карты квалифицировались ими как карты, дающие право на получение скидки при следующей покупке, а не как уже оплаченные ими "средства платежа".
Об этом же говорят внутренние приказы компании и данные с рекламных флаеров. Подарочные карты не приобретались покупателями как "самостоятельный товар" и тем более не рассматривались ими в качестве документа, удостоверяющего внесение ими аванса в счет предстоящих покупок, отмечает суд. Покупатель фактически получал скидку на товар в виде уменьшения его стоимости в момент предъявления карты к оплате, а не в момент её получения, но компания уменьшила налоговую базу именно в момент выдачи подарочной карты, которой покупатель мог вообще не воспользоваться. В середине сентября апелляция подтвердила решение первой инстанции в пользу ФНС.
Компания настаивала, что покупатель получал скидку уже в момент приобретения "акционного" товара и получения подарочной карты (и именно в этом периоде должен отражаться расход по налогу на прибыль), говорит старший юрист АБ ЕПАМ Ольга Морозова. "Это спорный подход, принимая во внимание как условия самой акции, так и тот факт, что, по информации сотрудников компании, цена "акционных товаров" во время рекламной акции оставалась неизменной. Суды же, основываясь на условиях проведенной акции, сделали вывод о том, что скидка могла быть получена покупателем только в случае фактического использования номинала карты при дальнейшем приобретении товаров, а не в момент ее получения", - поясняет она.
Во время проверок налоговики особенно тщательно проверяют масштабные маркетинговые акции, связанные с предоставлением скидок или подарков, потому что это всегда так или иначе связано с бесплатной раздачей товаров или услуг, отмечает руководитель юридического департамента АГК "МЭФ-Аудит" Александр Овеснов. "Возникает вопрос: можно ли расходы, связанные с такими подарками, учесть при налогообложении, в каких суммах и в какой налоговый период", - поясняет он.
Позиция MediaMarkt изначально была проигрышной и, скорее всего, не многие ритейлеры организовывали налоговый учет подобным образом, говорит Д. Савин. Тем же компаниям, которые так поступали, необходимо пересмотреть правильность своих расчетов по налогу на прибыль за соответствующие периоды, советует он.
Автор - Алиса Штыкина, Интерфакс.