В последние годы особый интерес вызывают вопросы так называемой субординации требований кредиторов в банкротных спорах. Как механизм субординации требований позволяет банку противостоять включению требований аффилированных с должником кредиторов в реестр? В каких случаях суд вправе переквалифицировать заемные отношения в отношения по поводу увеличения уставного капитала, признав за требованием статус корпоративного? Как определяется фактическая аффилированность? Каковы особенности стандарта доказывания в случае аффилированности кредитора и должника?
Законодательством о банкротстве установлено, что, по общему правилу, требования кредиторов должника включаются в реестр только после судебной проверки, в ходе которой в установленном законом процессуальном порядке проверяются их обоснованность, состав и размер (ст. 16, 71, 100 Закона о банкротстве). При этом установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (п. 26 Постановления № 352).
Закон о банкротстве предоставляет кредиторам, требования которых включены в реестр, и иным указанным в законе лицам право заявлять возражения относительно требований иных кредиторов, которые подлежат судебной оценке (п. 2–5 ст. 71, п. 3–5 ст. 100 Закона о банкротстве). В связи с этим доказывание обоснованности требований при включении в реестр приобретает особую актуальность, поскольку в случае банкротства должника зачастую высок риск недостаточности конкурсной массы для погашения требований всех реестровых кредиторов.
Субординация требований представляет собой эффективный механизм противодействия наращиванию фиктивной контролируемой задолженности при рассмотрении требований кредиторов, так или иначе аффилированных с должником. Действующее законодательство о банкротстве не содержит положений, согласно которым очередность удовлетворения требований аффилированных кредиторов по гражданским обязательствам, не являющимся корпоративными, понижается. При этом тот факт, что участник должника является, к примеру, его заимодавцем, сам по себе еще не свидетельствует о корпоративном характере требования по возврату суммы займа для целей банкротства. Вместе с тем к числу конкурсных кредиторов не могут быть отнесены участники, предъявляющие к должнику требования из обязательств, вытекающих из факта участия в капитале должника (ст. 2 Закона о банкротстве).
Подробнее субординации требований кредиторов в банкротных спорах читайте в полной версии статьи по ссылке.
Автор: Майя Чокорая, юрист судебно-арбитражной практики
Статья опубликована в журнале «Юридическая работа в кредитной организации» № 4(58)\2018