Против вывода активов
Менеджеры ответят имуществом
Филипп Стеркин
При банкротстве кредиторам не придется добиваться признания недействительными сделок по выводу активов. Можно будет оспорить саму передачу имущества. А для менеджеров Минэкономразвития предлагает установить презумпцию виновности при таких конфликтах.
Минэкономразвития подготовило поправки, касающиеся регистрации компаний, их ликвидации и банкротства. Поправки по банкротству внесены в правительство. Сейчас сложно оспорить сделки, совершенные ради вывода имущества компании накануне ее банкротства, говорит сотрудник министерства: пострадавшие обязаны доказать фиктивность сделки. Многие операции по выводу активов суды не признают сделками — оплату платежных получений, возмещение убытков.
Чиновники предлагают разрешить кредиторам при банкротстве добиваться не признания сделок недействительными, а “опровержения юридических действий должника”. Можно будет оспорить не саму сделку, а добиваться аннулирования передачи имущества или денег, говорит чиновник. Для этого кредитор должен будет доказать, что имущество было продано слишком дешево, что это произошло за год до признания компании банкротом или когда она уже была неплатежеспособна. Похожие нормы есть во Франции, США, Великобритании, Германии, Нидерландах.
Если имущество вернуть уже невозможно, так как его владелец — добросовестный приобретатель, то с одного из участников сделки может быть взыскана компенсация, говорит чиновник. Правда, многие из этих фирм могут быть к этому времени ликвидированы.
Минэкономразвития подготовило еще и пакет поправок по ликвидации компаний. Сейчас Гражданский кодекс позволяет возложить ответственность за долги компании на ее руководство и учредителей, но эти нормы не работают. Минэкономразвития предлагает более детально прописать, в какой ситуации менеджеры и участники ликвидируемой компании должны расплатиться по ее долгам. При добровольной ликвидации компании по проекту ее руководство должно будет направить налоговикам заявление о ликвидации со сведениями обо всех кредиторах, должниках и имуществе. Руководство и участники компании, сообщившие неправду, будут отвечать имуществом по ее долгам, если не докажут, что были сами обмануты. Расплачиваться можно будет заставить и членов совета директоров, если они не созвали собрание акционеров для решения о ликвидации компании, прекратившей деятельность. В КоАПе появится ответственность за неисполнение обязанностей по ликвидации организации (по проекту штраф может достигать 200 МРОТ, дисквалификация — до трех лет).
Этот проект даст кредиторам более сильную защиту в преддверии банкротства должника, говорит адвокат коллегии “Юков, Хренов и партнеры” Дмитрий Степанов. Возможность аннулировать действия поможет не растащить конкурсную массу, особенно если имущество не было еще перепродано по цепочке, считает Степанов. Если перепродажа произошла, а участники цепочки ликвидированы, поправки кредиторам вряд ли помогут, говорит он. Норма про оспаривание юридических действий может подорвать стабильность гражданского оборота — могут пострадать добросовестные приобретатели, опасается старший юрист адвокатского бюро “ЕПАМ” Григорий Чернышов. А вот ответственность менеджмента за действия компании необходима, уверен он.