Положительно оценивая проект постановления правительства РФ, связанный с либерализацией порядка ценообразования для гидроэлектростанций (ГЭС), расположенных во второй ценовой зоне, представитель Адвокатского бюро ЕПАМ Сергей Усталов заявил: «В 2011 году одновременно с принятием решения о продаже мощности ГЭС по результатам конкурентных отборов мощности по регулируемым ценам в Правилах оптового рынка были введены нормы, устанавливающие специальный порядок ценообразования для расчетов между ГЭС и потребителями — при наличии между этими же субъектами свободных договоров купли-продажи мощности. Данный механизм заключается в обязательном увеличении стоимости поставки мощности по результатам конкурентного отбора мощности на определяемую расчетным способом величину, назовем это механизмом распределения величины.
По сути, установлена прямая зависимость между наличием договоров одного вида и увеличением финансовых обязательств потребителя по договорам другого вида». В предлагаемом проекте постановления правительства Минэнерго РФ предлагает снизить на 50% долю реализации мощности ГЭС по результатам конкурентного отбора мощности по регулируемым ценам в отношении гидростанций, которые по состоянию на 1 января 2012 года осуществляли торговлю электрической энергией и мощностью. Важно, что в отношении новых ГЭС предложено исключить реализацию по регулируемым ценам по результатам конкурентного отбора мощности всего объема отобранной мощности. Наконец, проектом исключается механизм распределения величины при покупке мощности из «либерализованного» объема. «Таким образом, являясь существенным смягчением правил для участников рынка, предлагаемые изменения могут послужить развитию одного из ключевых институтов оптового рынка — системы свободных договоров купли-продажи мощности, которые сейчас отсутствуют как явление во второй ценовой зоне», — говорит Усталов.