23 апреля 2014
Сергей Королев прокомментировал для «Делового Петербурга» некоторые особенности процедуры банкротства предприятия

Страховка на случай потери зарплаты

Минтруда предлагает ввести систему обязательного страхования сотрудников на случай банкротства работодателей. Фактически речь идет о еще одном обязательном взносе в Фонд социального страхования.

По замыслу Министерства труда и соцразвития, которое возглавляет Максим Топилин, взносы в Фонд социального страхования (ФСС) должны будут отчислять все работодатели вне зависимости от их надежности. Сама ставка пока не определена. В министерстве рассчитывают, что новый порядок начнет действовать с 2015 года. Сейчас соответствующий законопроект проходит процедуру общественного обсуждения.

Защитим трудящихся!

Зарплатные требования сотрудников в случае банкротства компании удовлетворяются во вторую очередь. Но в Минтруда убеждены, что этого недостаточно.

"Как правило, по завершении конкурсного производства задолженность работодателя по выплате зарплаты остается непогашенной, что, в свою очередь, является причиной возникновения социальных конфликтов", - отмечается в пояснительной записке к разработанному законопроекту. Для предупреждения таких конфликтов предлагается создать новую систему страхования.

Однако против нового социального взноса уже выступил Российский союз промышленников и предпринимателей: по мнению его экспертов, такое страхование только увеличит фискальную и административную нагрузку на бизнес, что в итоге может привести "к росту задолженности перед работниками по заработной плате и даже к увеличению количества банкротств".

Статистику, подтверждающую наличие указанной министерством проблемы и ее масштаб, чиновники не приводят. По последним данным Росстата, в общем объеме просроченной задолженности по зарплате на долю организаций, находящихся в стадии банкротства, приходится меньше половины (36%). Учитывая это соотношение, в Петербурге объем обязательств банкротов перед работниками по состоянию на 1 апреля 2014 года можно оценить в сумму примерно 16 млн рублей, что составляет чуть больше одной тысячной процента годового фонда оплаты труда.

В целесообразности системы страхования сомневается и Евгений Зверев, старший юрист адвокатского бюро "S&K Вертикаль". По его словам, очень редко когда в ходе банкротства, по крайней мере в Петербурге, не погашаются требования второй очереди (то есть зарплата).

Кроме того, согласно законопроекту страховку пострадавшим работникам ФСС будет выплачивать только после окончания процедуры банкротства. "Менее 1,5 года такое дело не длится. Есть дела, идущие по 4 - 5 лет", - поясняет Евгений Зверев.

Кроме того, потерянная зарплата не будет возмещаться бывшим сотрудникам так называемых брошенных фирм. Таким образом, работники, задействованные в малом бизнесе, которые чаще всего рискуют своей зарплатой, останутся ни с чем - как кредиторы, так и собственники малых фирм крайне редко прибегают к процедуре банкротства.

Обанкротить хозяина

Можно, конечно, предположить, что инициаторами банкротства чаще будут становиться сами работники. Однако старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Сергей Королев в этом сомневается: "Для покрытия вознаграждения арбитражного управляющего (не менее 30 тыс. рублей в месяц) и текущих расходов необходимо наличие денежных средств или имущества, которого в брошенных фирмах нет. А за свой счет финансировать процедуру банкротства работники едва ли станут".

Отчислять страховые взносы должны будут в том числе госпредприятия и учреждения, тогда как чиновники убеждены, что введение новой системы не потребует увеличения бюджетных расходов.

Схожая ошибка содержалась в аналогичном законопроекте, внесенном меньше месяца назад депутатом от ЛДПР Дмитрием Савельевым. Правовое управление Госдумы сочло его неконституционным, а парламент принял решение о возврате документа.

Павел Нетупский