За долги будут отбирать водительские права
У российских автолюбителей - недобросовестных должников будут отбирать водительские права. Об этом сегодня заявил глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. Такая практика успешно применяется во многих странах, отметил он. По его словам, после того, как проект будет одобрен Министерством юстиции, он будет направлен в Госдуму. Парфенчиков отметил, что, даже если такой закон будет принят, должников, чья работа связана с вождением автомобиля, это не затронет.
У российских автолюбителей - недобросовестных должников будут отбирать водительские права. Об этом сегодня заявил глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. Такая практика успешно применяется во многих странах, отметил он.
По его словам, после того, как проект будет одобрен Министерством юстиции, он будет направлен в Госдуму. Парфенчиков отметил, что, даже если такой закон будет принят, должников, чья работа связана с вождением автомобиля, это не затронет.
По словам управляющего партнера коллекторского агентства «Долговой эксперт» Анны Малышевой, это хорошая инициатива.
«Кредиторам будут намного легче защищать свои права. Фактически, сегодня в России никаких досудебных механизмов влияния на недобросовестных заемщиков нет. Да, можно изъять залог, теоретически. Например, машину. Но как показывает опыт, это не так просто как кажется. Есть ряд мошеннических схем. Например, когда одну и ту же машину продают два раза. Один раз – за наличные, второй, когда машины уже и «след простыл», по кредитной программе.
Кроме того, автомобили, которые находятся под залогом, умудряются продавать и разбирать на запчасти. Хотя это и противоречит договору с банком и закону. Но нельзя поставить, условно говоря, около каждого подъезда по милиционеру. Если заложенный автомобиль переезжает из Москвы, к примеру, в Хабаровск, вы его никогда не найдете. Порой единственная возможность - довести дело до суда, формально изъять машину и уже после этого подать заявление в правоохранительные органы на угон. Но нужно потратить очень много времени, сил и денег. Конечно, этот законопроект не сможет решить всех проблем, но он, безусловно, сможет помочь решить часть из них», - считает эксперт.
Однако представитель крупнейшего коллекторского агентства в нашей стране более осторожен в своих оценках:
«Непонятно, как «право водить автомобиль», которое подтверждается выдачей водительских прав по факту сдачи экзамена на управление транспортным средством, связано с долгом, т.е. речь идет о наличии определенного права и задолженности. В данной ситуации может иметь смысл только арест имущества, т.е. транспортного средства должника. Должник может иметь водительские права и не иметь автомобиль или какое-либо имущество в собственности, т.е. непонятно, если его лишат права на вождение автомобиля, как это будет покрывать его задолженность. Кроме того, действительно ряд лиц работают водителями, т.е. наличие прав связано с исполнением их должностных обязанностей. Поэтому необходимо более детально проработать цели и механизм работы такого метода воздействия на должника», - подчеркивает Ирина Поддубная, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса «Секвойя Кредит Консолидейшн».
«Инициатива с лишением водительских прав за долги в каком-то смысле аналогична инициативе запрета выезда за пределы Российской Федерации при наличии долгов, поскольку и в том, и в другом случае ограничивается право человека на свободное передвижение», - комментирует Банк.ру Сергей Королев, адвокат Санкт-Петербургского адвокатского бюро «ЕПАМ.
«Конституционность этой меры – спорна. Но, однако, по моему мнению, такой закон необходим. Это будет достаточно эффективный способ давления на должников, которые необоснованно уклоняются от погашения задолженности. Дело в том, что по закону у судебного пристава-исполнителя есть право обращать взыскание на автомобиль должника. Тем не менее, должники могут обходить эту меру посредством переоформления транспортных средств на родственников и дальнейшего пользования ими на основании доверенности. Соответственно, лишение прав позволит исключить подобные злоупотребления.
На мой взгляд, этот шаг должен применяться не ко всем без исключения должникам (даже если автомобиль не является источником дохода, для многих должников автомобиль может быть необходимым средством передвижения – в том числе и к месту работы), а именно к недобросовестным должникам, необоснованно уклоняющимся от исполнения требований судебного пристава-исполнителя.
Для введения подобной меры требуется внесение изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и иные нормативные правовые акты, поскольку действующее в настоящий момент законодательство предусматривает лишение прав лишь только на основании судебного акта за нарушения правил дорожного движения.
Если планируемые поправки будут внесены в закон, приставы, скорее всего, будут наделены правом применять меру по лишению водительских прав без решения суда, в настоящее время аналогичным образом (без судебного акта) запрещают выезжать за границу.
При этом по закону должник вправе оспорить любое действие или бездействие пристава в административном или судебном порядке, следовательно, лица, считающие, что их необоснованно лишили водительских прав, будут иметь возможность оспорить лишение прав вышестоящему приставу или в суд.
Возможно, целесообразно установить судебный порядок лишения водительских прав (по аналогии с тем порядком, который сейчас применяется по делам о нарушениях правил дорожного движения), поскольку лишение водительских прав является особой и исключительной мерой, которая должна применяться с учетом всех обстоятельств дела и положения должника.
Безусловно, законодателям нужно подумать и об установлении приставом или судом конкретного срока, на который происходит лишение прав, с возможностью продления срока в случае непогашения долга – это позволило бы в большей мере защитить права должников и могло бы дополнительно стимулировать к погашению долга», - заключает юрист.