Сбербанк готов купить долю в Mail.ru Group
Необязывающее соглашение Сбербанк подписал с Газпромбанком – о приобретении доли в «МФ технологиях», акционере Mail.ru Group. Сделку банки хотят закрыть до конца года, как только получат разрешения госорганов.
О планах Сбербанка выкупить у Газпромбанка долю в Mail.ru Group накануне сообщило Bloomberg: речь идет о 20% голосующих прав, сумма сделки может составить около $170 млн. Президент Сбербанка Герман Греф – член совета директоров «Яндекса», конкурента Mail.ru Group, подтвердил представитель «Яндекса», но не сказал, покинет ли Греф совет после сделки с Газпромбанком.
Пределы взаимной информационной открытости «Яндекса» и Mail.ru Group могут быть предметом исследования антимонопольного регулятора, считает партнер антимонопольной практики BCLP Виталий Дианов. «Ведомости» не получили ответов на запросы из Сбербанка и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
«МФ технологиям» принадлежит 11,5 млн акций Mail.ru Group класса А, это 58,9% голосов, у Газпромбанка – 35% «МФ технологий», ее совладельцы – «Мегафон», USM Holdings Алишера Усманова и партнеров, а также «Ростех».
Консолидация крупных игроков – устойчивая общемировая тенденция, считает Дианов: чем больше игрок представлен в разных сервисах на цифровых рынках, чем больше у него пользователей, чем сильнее они к сервисам привязаны, тем сильнее его рыночная власть.
Сбербанк объясняет сделку тем, что видит потенциал в совместной c Mail.ru Group платформе сервисов доставки еды и ресторанного дела, транспорта и др. (В июле компании подписали соглашение о намерении создать совместное предприятие.) Сбербанк внесет в СП 35%-ную долю в платформе для ресторанного рынка FoodPlex и 38 млрд руб. инвестиций, Mail.ru Group – 7,7 млрд руб. инвестиций, 100% сервиса доставки еды Delivery Club и долю в такси-агрегаторе «Ситимобил», новая компания может стать дороже 100 млрд руб., считают ее участники.
Сбербанк стремится расширить присутствие на российском интернет-рынке, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов: эта стратегия наблюдается уже давно. Поскольку, продолжает Белов, в России не так много интернет-компаний, удовлетворяющих амбициям и размеру Сбербанка, неудивительно, что он обратился к «Яндексу», Rambler Group и теперь – к Mail.ru Group. Очевидно, банк видит большой экономический потенциал в сегменте, считает Белов.
В конце августа Сбербанк приобрел долю в другой крупной интернет-компании – Rambler Group. Сумма сделки не раскрывалась. Сейчас ясно, что у компаний схожие подходы – Сбербанк не пытается менять корпоративную культуру и процессы в Rambler, говорит его гендиректор Рафаэль Абрамян.
Сбербанк владеет «золотой акцией» «Яндекса», дающей право блокировать сделки с крупными пакетами его акций. У компаний также есть совместный проект – маркетплейс «Яндекс.Маркет». В октябре 2018 г. «Ведомостям» стало известно, что Сбербанк готовится купить значительную долю в «Яндексе», обе стороны это отрицали, а затем и разговоры о сделке сошли на нет.
Основной смысл сделки – в получении Сбербанком доступа к информационным потокам Mail.ru, в том числе от социальных сетей «В контакте» и «Одноклассники», игровых, рекламных и информационных ресурсов, считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. Сбербанку тесно в банковских рамках, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин: международная экспансия не получилась в том числе из-за санкций и банк решил двигаться по пути цифровизации.
Сбербанк выстраивает собственную экосистему далеко за пределами сугубо финансовых услуг, предполагает Белов. Задача антимонопольного органа, объясняет Белов, – с использованием антимонопольных инструментов дать оценку экспансии банка и при необходимости найти способ такую конкуренцию сохранить, в том числе за счет блокирования сделок.
Единственным мотивом выбранной Сбербанком стратегии партнер адвокатского бюро ЕПАМ Анна Нумерова видит желание банка увеличить капитализацию за счет выхода на смежные рынки или усилить позиции на них. Его политика, говорит Нумерова, близка к тем стратегиям, которых придерживаются западные гиганты. Сбербанк участвует почти во всех крупных российских интернет-компаниях, но говорить о монополии рано, считает Нумерова, но ФАС должна оценить влияние этой сделки на смежные рынки.
Александра Чунова, Анастасия Скрынникова, Петр Харатьян / Ведомости