Российским компаниям разрешат размещать акции за рубежом
Екатерина Дробинина
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) предложила снять ограничения на размещение ценных бумаг российских компаний на зарубежных площадках.
Сейчас российские компании не могут выводить на иностранные биржи свои акции. Чтобы провести IPO в Лондоне, Гонконге или Нью-Йорке, они или регистрируют холдинг за границей (например, поисковик "Яндекс" зарегистрирован в Нидерландах, а ОК "Русал" - на острове Джерси), или выпускают депозитарные расписки (бумаги, которые позволяют владеть акциями и получать с них доход). До сих пор на размещение депозитарных расписок было ограничение в размере 25%.
Теперь ФСФР предлагает ограничения снять.
"Количество акций российского эмитента, размещение и (или) организацию обращения которых предполагается осуществлять за пределами Российской Федерации, не должно превышать 100 процентов от общего количества акций российского эмитента", - говорится в проекте приказа учреждения "О внесении изменений в Положение о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации".
Ограничение в 25% сохраняется только для стратегических предприятий, а в 5% - для предприятий "имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющим геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения".
В погоне за иностранным капиталом
"Для экономики России крайне важным является привлечение капитала за рубежом, а существующие нормы ФСФР это ограничивают", - поясняет Михаил Субботин, директор группы по сопровождению сделок на рынках капитала PricewaterhouseCoopers (PwC).
"По данным ЦБ отток капитала из России по итогам первых четырех месяцев 2011 года составил около 30 млрд долларов, а объем капитала, привлеченного российскими эмитентами через IPO за тот же период, составил всего 2 млрд долларов", - напоминает Субботин.
Российские власти намерены снять административные барьеры и увеличить приток иностранного капитала в Россию.
Однако несмотря на давние разговоры российского президента о необходимости строительства в Москве международного финансового центра, крупнейшие российские компании по-прежнему выбирают для проведения IPO не российские, а западные или азиатские площадки.
Михаил Субботин из PwC говорит, что развитие местных биржевых площадок зависит во многом от создании инвесторской базы в стране.
"По итогам второго квартала 2011 года на Варшавской бирже прошло 55 сделок IPO, что существенно выше даже LSE c ее 30 листингами. Причина в том, что на государственные пенсионные фонды Польши наложили обязанность инвестировать в акции частных компаний, и теперь в Варшаву идут не только местные компании, но и эмитенты из других стран Европы", - рассказывает эксперт.
Несколько участников рынка ранее рассказывали Русской службе Би-би-си, что, например, российские интернет-компании будут стремиться размещаться именно в США, ввиду развитости там сектора hi-tech.
Чей закон строже
Однако при размещении на иностранных биржах, российская компания должна соответствовать иностранному законодательству. А оно - после принятие послаблений - все равно окажется строже российского.
Например, сейчас чтобы размещать ценные бумаги на иностранных биржах, российской компании обязательно торговаться на внутреннем рынке.
В новом проекте приказа ФСФР снимает требование обязательного предложения акций компании в России, прежде чем выходить на зарубежную биржу.
Однако если российская компания захочет проводить IPO, например в США, то во многих случаях она должна торговаться на российской бирже - уже по американским законам, напоминает юрист Адвокатского бюро ЕПАМ Вячеслав Югай.
"Зарубежному инвестору намного удобнее покупать расписки вместо акций, ведь в этом случае он не сталкивается с непонятной процедурой регистрации и учета прав на ценные бумаги, конвертацией валюты при получении дивидендов и вопросами участия в собраниях акционеров", - поясняет Вячеслав Югай.
Компании-эмитенту провести размещение депозитарных расписок стоит дешевле, чем размещение акций.
До 2001 года ограничений на размещение не существовало. Затем Федеральная комиссия по ценным бумагам утвердила приказ, по которому компания могла размещать за рубежом не более 75% депозитарных расписок. Постепенно число расписок сокращалось, пока в 2010 году не дошло до 25%.