17 июня 2011
«Российский налоговый портал» публикует комментарий Игоря Шикова по новой версии законопроекта о трансфертном ценообразовании

Принятие новых правил трансфертного ценообразования

По мнению большинства экспертов, корректировки цен, закрепленные в ст. 40 НК РФ, на сегодняшний день эффективно не применяются. Эксперты комментируют новую версию законопроекта, готового ко второму чтению

До летних каникул депутаты обещали рассмотреть законопроект о трансфертном ценообразовании. В первом чтении он был принят более года назад – в феврале 2010 г. Из-за несогласованности позиций бизнес-сообщества и Министерства финансов, второе чтение постоянно откладывалось. В итоге в конце мая на совещании в Правительстве Минфин и РСПП пришли к компромиссу, согласовав новую редакцию спорного законопроекта. Ради этого Минфин пошел на увеличение переходного периода. Например, со следующего года контролироваться будут сделки взаимозависимых компаний с годовым объемом более 3 млрд руб., вместо 1 млрд руб., как планировалось изначально (с 2013 г. – более 2 млрд руб., с 2014 г. – более 1 млрд руб.). О своем отношении к законопроекту о трансфертном ценообразовании Российскому налоговому порталу рассказали ведущие специалисты.

[…]

Игорь Шиков, Адвокатское Бюро ЕПАМ, Руководитель налоговой практики

Закон о трансфертном ценообразовании давно уже должен был быть принят. Интерес в этом есть в первую очередь у самого государства, так как в настоящее время возможности корректировки цен, закрепленные в ст. 40 НК РФ, эффективно не применяются.

С точки зрения законодательной техники абсолютно все равно, будет ли переработана ст. 40 или введена отдельная глава в первую часть Налогового кодекса. Главное - содержательная часть законодательных изменений. В зависимости от содержания можно было бы интегрировать новые положения там, где они закреплены уже сейчас, сохранив существующую структуру первой части Кодекса (например, положения о взаимозависимых лицах в Главе 3, о корректировке налоговой базы в Главе 7 и т.д.). Гораздо более важным, чем этот технический вопрос, является проблема системности. Новое законодательство о трансфертных ценах должно распространяться на любые ценовые параметры, в том числе на процентные ставки, лицензионные платежи и т.д. При этом самостоятельные положения, рассеянные по всей второй части Налогового кодекса, которые дают возможность корректировать ценовые параметры безотносительно к тому, есть ли между субъектами сделки взаимозависимость, должны быть исключены вовсе. К таким нормам относятся, прежде всего, п. 1 ст. 269 (корректировка процентной ставки для заемных средств) и ст. 280 (расчетная цена при определении налогового результата от операций с ценными бумагами). Возможности корректировки, которые предоставляют эти нормы, должны быть поглощены общими правилами о трансфертных ценах.

[…]