ВТБ не берет деньги с «Шереметьево»
«Шереметьево» попыталось досрочно расплатиться с ВТБ по кредиту на $180 млн. Но ВТБ воспользовался правом не принять платеж и возвратил деньги аэропорту
Ирина Мокроусова
ВТБ отказывается принимать от «Шереметьево» досрочно долг по кредиту, взятому в 2006 г. для строительства терминала D, сказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон. 28 февраля «Шереметьево» перечислило банку $180,1 млн основного долга и чуть менее $3,3 млн процентов. 4 марта ВТБ вернул аэропорту сумму основного долга, оставив себе проценты, уточнил источник «Ведомостей». По его словам, вчера «Шереметьево» снова отправило банку деньги, а также претензию. Гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко подтвердил это «Ведомостям». Он добавил, что намерен добиться досрочного погашения кредита ВТБ, не исключив в противном случае подачи иска к банку.
13-летний кредит на $217 млн под 7,75% годовых в 2006 г. ВТБ давал «дочке» «Аэрофлота» — ОАО «Терминал» на строительство в «Шереметьево» терминала D. Эта же компания привлекала деньги и в ВЭБе. Впоследствии «Аэрофлот» передал «Терминал» «Шереметьево» в обмен на долю в аэропорте. То, в свою очередь, приняло на себя все обязательства «Терминала». В 2011 г. они составляли около $1 млрд, аэропорт начал с банками переговоры о снижении процентной ставки.
В 2012 г. ВТБ согласился снизить процентную ставку до 7,25% годовых, следует из письма старшего вице-президента банка Андрея Бурлинова от 2 августа 2012 г. Василенко (копия есть у «Ведомостей»). Но для этого «Шереметьево» должно предоставить в ВТБ письмо о согласии ВЭБа сделать то же самое. Такое письмо вскоре было предоставлено, но ответа от банка не последовало.
В 2013 г. ВТБ предложил аэропорту (копия письма старшего вице-президента Вячеслава Михайлова от 20 декабря есть у «Ведомостей») снизить ставку до 6,5% и увеличить срок кредита до 2024 г. Кроме того, ВТБ готов был увеличить лимит кредитования «Шереметьево» для рефинансирования задолженности перед другими банками и выдать новый кредит до $600 млн. Взамен Михайлов предлагал «Шереметьево» «перевести на счета <...> в ВТБ не менее 50% поступлений от контрагентов, а также 50% других используемых банковских продуктов».
В ответ Василенко написал 23 декабря 2013 г. президенту-предправления ВТБ Андрею Костину (копия есть у «Ведомостей») о намерении досрочно погасить долг перед банком. ВТБ на письмо не ответил, уточнил Василенко.
Источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон конфликта, уточнил, что по кредитному соглашению с ВТБ досрочное погашение долга возможно только при согласии кредитора.
Есть контракт и его надо выполнять, парирует представитель ВТБ. Один из топ-менеджеров банка уточнил, что заемщик хотел длинный кредит. Для этого ВТБ сначала привлек средства ВЭБа, а затем рефинансировал в одном из зарубежных банков. Именно поэтому банк возвращает деньги аэропорту. Если «Шереметьево» так хочет досрочно погасить кредит, то это возможно при уплате штрафных санкций, которые могут составить примерно $5 млн, добавляет собеседник«Ведомостей». В любом случае, заключил он, договориться о досрочном погашении можно на взаимоприемлемых условиях.
Чтобы погасить долг перед ВТБ, «Шереметьево» договорилось о кредите с Газпромбанком. Из документации с сайта госзакупок следует, что кредитную линию до $200 млн Газпромбанк выделил под 6,9% годовых на 10 лет. Об обеспечении ничего не говорится. Представитель Газпромбанка только подтвердил сотрудничество с «Шереметьево», но от дальнейших комментариев отказался.
Согласие кредитора для досрочного погашения долга — стандартное условие для российских и международных банков при кредитовании юрлиц, говорит руководитель практики банковского и финансового права адвокатского бюро ЕПАМ Роман Маловицкий: «Банк деньги получает не бесплатно — либо на межбанке, либо от вкладчиков — и тоже платит за них проценты. Банку важно, чтобы деньги были размещены все время и работали. Если банк внезапно получает большую сумму, то ему требуется время, чтобы их разместить. В течение этого времени деньги лежат мертвым грузом, не работают и приносят убыток». Маловицкий не припомнит других примеров из российской практики, когда конфликт между кредитором и заемщиком, желающим досрочно погасить кредит, дошел до того, чтобы они пересылали друг другу деньги.
Представитель Росимущества (ведомство владеет контрольными пакетами акций «Шереметьево» и госбанка) от комментариев отказался.