16 февраля 2012
Роман Маловицкий комментирует для «Ведомостей» судебные разбирательства по делу о взыскании задолженности с «Североргсинтеза» в пользу Parex banka

Дело на $100 млн

Брат президента «Роснефти» Жан Худойнатов оказался не очень удачливым инвестором. Подконтрольная ему фирма не только не построила завод в Новом Уренгое, но и не смогла вернуть взятый под этот проект кредит. Теперь латвийский Parex banka охотится за активами компании «Североргсинтез» и ее поручителей

Оксана Гавшина

Судебные разбирательства по этому делу начались в декабре прошлого года, когда латвийский госбанк подал иск в Рижский международный третейский суд о взыскании с «Североргсинтеза» задолженности на $111,3 млн. Parex banka пытается вернуть кредит, выданный российской компании на строительство завода по переработке газа (мощность — 1,2 млрд куб. м в год) в Новом Уренгое, рассказывает адвокат ЕПАМ Роман Маловицкий, представляющий интересы Parex banka. Заем был оформлен еще в 2006 г., но с тех пор компания сделала лишь один платеж в счет погашения долга — в 2011 г. она перечислила кредитору $33 000. Переговоры о реструктуризации задолженности результата не дали.

А в конце января Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа наложил обеспечительные меры для взыскания этого долга, указано в материалах на сайте суда. С конца прошлой недели идет исполнительное производство, говорит Маловицкий, но активов компании не хватит, чтобы расплатиться с долгами: компания давно работает в убыток, а стоимости недостроенного завода недостаточно для погашения задолженности. Во сколько банк оценивает активы «Североргсинтеза», адвокат не говорит.

Надежда Parex banka на возврат денег связана с компанией «Севернефть»: она была поручителем по кредиту, обеспечением по нему выступал в том числе и ее главный актив — лицензия на Западно-Ярояхинский участок в ЯНАО (подтвержденные запасы — 50 млрд куб. м газа, годовая добыча — 1,1 млрд куб. м газа и 220 000 т конденсата). Правда, в августе 2011 г. «Севернефть» переоформила лицензию на свою «дочку» «Севернефть-Уренгой» и спустя несколько месяцев продала эту компанию за $403 млн «Еврохиму». Сделка была закрыта в начале 2012 г., после чего «Севернефть» объявила о собственной ликвидации. «Банк не исключает возможности подачи заявления о мошенничестве в правоохранительные органы», — говорит Маловицкий. Признание факта мошеннического вывода активов позволит госбанку предъявлять требования ко всей группе компаний, аффилированных с «Севернефтью» и их бенефициарами.

Кто они — неизвестно. Но на договорах поручительства Parex banka с «Севернефтью» стоит подпись Жана Худойнатова, утверждает источник, знакомый с материалами дела. По его словам, еще один бенефициар компаний — бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов. «В прошлом году он от имени должников вел переговоры с латвийским госбанком», — рассказывает собеседник «Ведомостей». Разыскать представителей «Севернефти» и «Североргсинтеза» «Ведомостям» вчера не удалось. Так же как и связаться с Жаном Худойнатовым и Рязановым. Раньше на сайте «Севернефти» (сейчас он не действует) Жан Худойнатов значился гендиректором этой компании.

Если Parex banka удастся доказать факт мошенничества, теоретически он может потребовать отчуждения бывших активов «Севернефти» у «Еврохима», считает адвокат бюро «Юстина» Владимир Плетнев. Но в российской практике подобных судебных решений пока не было, добавляет он. Банк может попытаться добиться такого решения в международных инстанциях, но подтвердить их в России будет практически невозможно. Представитель «Еврохима» на это заявил, что «ОАО»МХК «Еврохим» добросовестно приобрело 100% долей ООО «Севернефть-Уренгой» и не несет ответственности за действия ООО «НК “Севернефть” или ее представителей». Лицензия на месторождение ООО «НК «Севернефть» никогда не была и не могла быть обеспечением по кредиту, это невозможно по закону, уверен он. «Еврохим» проверял юридическую чистоту активов перед сделкой и в договоре купли-продажи указано, что в случае появления претензий к активам все требования переадресуются продавцу, — так близкий к «Еврохиму» источник аргументирует несостоятельность претензий к компании.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ