Больше всего споров на практике вызывают две валютные операции — внешнеэкономические контракты и валютные займы. В последнее время обязанности резидентов в сфере валютного регулирования существенно изменились. Что теперь нужно делать с внешнеторговыми контрактами? На кого распространяется обязанность по репатриации валютной выручки? Как соблюсти все требования закона?
Как устроена система валютного контроля?
Контроль за валютными операциями осуществляют:
- ФНС России,
- ФТС России,
- российские банки.
С точки зрения валютного контроля, банки выполняют две функции:
- собирают информацию о валютных операциях и предоставляют эти данные по запросу ФНС и ФТС, а также
- сообщают о ставших им известными нарушениях валютного законодательства.
Вопросы о том, было ли правонарушение, была ли вина резидента, решают ФНС и ФТС. Они же привлекают резидентов к ответственности, если есть основания.
Полномочия ФНС и ФТС в сфере валютного контроля:
- запрашивают необходимые документы,
- обмениваются информацией друг с другом,
- проверяют соблюдение валютного законодательства,
- выдают предписания,
- привлекают к ответственности за нарушение валютного законодательства.
Банк как агент валютного контроля обязан поставить на учет каждую внешнеэкономическую сделку. До 2018 года было требование оформлять паспорта сделок по валютным операциям. В 2018 году паспорта сделок отменили, однако уведомлять банки о валютных операциях по-прежнему нужно.
Банк фиксирует данные о каждом внешнеэкономическом контракте – ему присваивают номер, все расчеты по контракту идут через этот банк. Резиденты обязаны уведомлять уполномоченный банк о любых изменениях, которые вносятся в контракт. После того, как все расчеты завершены и контракт исполнен, его снимают с учета в банке.
Какие контракты нужно ставить на учет?
Внешнеторговый контракт нужно поставить на учет в банке, когда:
- одна из сторон контракта – нерезидент,
- расчеты по контракту осуществляются через счета резидента, открытые в российских/иностранных банках,
- сумма экспортного контракта больше 6 млн рублей, импортного – больше 3 млн рублей (сумма определяется по курсу ЦБ на дату заключения контракта),
- предмет контракта: вывоз/ввоз товаров (кроме документарных ценных бумаг), выполнение работ, оказание услуг, передача имущества, лизинговые операции. То есть практически любые операции с нерезидентами за редкими исключениями.
Что изменилось в требованиях о репатриации?
Абсолютное большинство валютных споров на практике крутится вокруг репатриации. Это обязанность резидента обеспечить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте или договоре займа:
- получение оплаты от нерезидента на счета в уполномоченном банке за поставленные товары (работы, услуги), переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права них, или
- возврат денежных средств за непоставленные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги), или
- возврат нерезидентом основного долга по договору займа и процентов по нему (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее – Закон о валютном регулировании).
С 1 июля 2021 года резиденты освобождены от большинства требований по репатриации валютной выручки (Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ).
Требование о репатриации по-прежнему действует в отношении:
- авансов, уплаченных за поставку товаров (работ, услуг) резидентами нерезидентам по внешнеторговому контракту;
- контрактов, предметом которых является поставка сырьевых товаров (перечислены в ч. 8 ст. 19 Закона о валютном регулировании);
- договорам займа (когда резидент предоставляет займ нерезиденту).
Обратите внимание: требования о репатриации отменили как в отношении новых контрактов, которые заключены после вступления поправок в силу, так и в отношении старых контрактов, по которым денежные средства так и не были зачислены на счета резидентов.
Пока существовало требование о репатриации по любым внешнеторговым контрактам, накопилась большая практика привлечения к административной ответственности. Эта практика по-прежнему сохраняет свою актуальность, так как требование о репатриации остается в отношении ряда сырьевых контрактов, авансов и займов.
Наиболее типичные ситуации, когда резидент не может выполнить обязанность по репатриации:
- контрагент не выходит на связь и не платит, хотя сроки уже наступили,
- контрагент заранее просит продлить срок исполнения обязательств — оплаты или поставки товаров.
Как обезопасить себя от претензий со стороны ФНС и ФТС?
- Застраховать риски неисполнения контрагентом обязательств (ч. 4 ст. 19 Закона о валютном регулировании);
- Заранее получить информацию о надежности контрагента и его деловой репутации — через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера (Постановление АС Московского округа от 16.10.2017 по делу № А40-66876/17, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2021 по делу № А19-6747/2020);
- Предусмотреть в договоре обеспечение исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера — банковскую гарантию, неустойку, поручительство, залог, задаток (Постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149 по делу № А50-10415/2014, Постановление АС Московского округа от 30.01.2020 по делу № А40-314473/2018);
- Применять формы расчетов, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору — аккредитив, предоплату (Постановление АС Поволжского округа от 30.10.2019 по делу № А12-9516/2019);
- Заблаговременно — до истечения сроков по договору, то есть до совершения нарушения — продлить контрактные сроки получения денег и уведомить об этом банк (Определение ВС РФ от 27.09.2018 № 309-АД18-14388 по делу № А71-11901/2017);
- Вести переписку с контрагентом по факту нарушения обязательств по договору, предъявлять претензии (Постановление АС Северо-Западного округа от 17.05.2019 по делу № А56-110471/2018, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу № А33-5159/2018);
- После ответа на претензию или истечения для срока ответа обратиться в суд с требованиями взыскать с контрагента причитающуюся сумму (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу № А33-5159/2018);
- Получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах, из-за которых не получилось своевременно исполнить обязанность по репатриации (Письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).
С 2018 года снят вопрос о необходимости репатриации валютных займов — теперь валютные займы однозначно подлежат репатриации (Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ).
Старые займы, выданные до внесения поправок, не подпадают под новые требования, если существенные условия таких договоров остаются без изменения. В связи с этим возник вопрос: что считать существенными условиями?
На практике для целей валютного контроля существенными признают условия договоров займа о:
- предмете (деньги, однородные вещи);
- размере (сумме займа, количестве вещей);
- сроке возврата займа (несмотря на то, что ГК РФ позволяет установить срок возврата по требованию кредитора, то есть это не существенное условие);
- размере процентов по займу (приравнивается к существенным);
- другие условия, которые стороны договорились считать существенными.
Учитывайте это, если вносите поправки в ранее заключенные договоры займа.
Рекомендация: без необходимости не меняйте старые договоры займа, тем более если возврат не осуществляется в согласованные сроки.
Как изменилась ответственность за валютные нарушения?
Вместе с частичной отменой требований о репатриации постепенно снижаются и штрафы за нарушения.
Сейчас за несоблюдение требований о репатриации предусмотрены (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ):
- предупреждение; или
- штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, и (или)
- штраф от 3% до 10% от несвоевременно зачисленной суммы – по рублевым контрактам, от 5% до 30% — по договорам займа, а также контрактам, по которым предусмотрена оплата в валюте.
Административная ответственность возникает, только если обязанность превышает 200 тыс. рублей.
К уголовной ответственности теперь могут привлечь, только если лицо уже привлекалось к административной ответственности (ст. 193 УК РФ). Крупным размером для таких преступлений считаются 100 млн рублей в течение года, особо крупным — 150 млн рублей.
Обратите внимание, что максимальной санкцией по-прежнему остается лишение свободы.
Автор - Сергей Калинин, партнер, руководитель налоговой практики АБ ЕПАМ