Расчет налога на ТЦ по кадастру вызовет массовые иски – эксперты
Переход с 2014 года к использованию кадастровой стоимости при исчислении налога на отдельные виды имущества предприятий, так называемый налог на торговые и бизнес-центры, вызовет массовые обращения предпринимателей в арбитражные суды, такое мнение высказали эксперты из адвокатского бюро ЕПАМ.
«Будут достаточно массовые обращения», — заявил заместитель руководителя налоговой практики Марк Ровинский, выступая в четверг перед журналистами.
Закон, принятый в конце 2013 года, определил, что кадастровая стоимость для расчета налога на имущество будет применяться к таким объектам, как административно-деловые центры, торговые центры, нежилые помещения, предназначенные или используемые под офисы, торговые объекты, а также объекты недвижимости иностранных организаций, не имеющих постоянных представительств в России.
По словам Ровинского, проведенная кадастровая оценка объектов недвижимости часто превышает рыночную. «Это не рынок, это (зачастую) цифра, взятая с потолка», — сказал эксперт. Но убедить суд снизить кадастровую стоимость, по его словам, будет непросто, поскольку «результаты кадастра уже были умножены на ставку и записаны в доходы бюджета».
Как отметил партнер судебно-арбитражной практики Сергей Ковалев, есть два способа оспаривания кадастровой оценки — административный и судебный, при этом в суде можно оспаривать как потенциальный отказ административного органа в порядке административного судопроизводства, так и непосредственно требовать пересмотра кадастра в исковом производстве, у обоих способов есть свои плюсы и минусы.
По словам Ковалева, у кого-то, возможно, будет даже повод пойти в Конституционный суд РФ для проверки конституционности закона, поскольку в нем можно усмотреть нарушение принципа равенства.
Как считает Ровинский, иностранные компании могут добиваться судебной защиты, ссылаясь, в том числе, на двусторонние соглашения России с другими государствами о недискриминации. «Налогообложение у киприота не должно быть хуже, чем у россиянина», — пояснил суть соглашений эксперт.
Кроме того, он назвал парадоксальной ситуацию, когда налогообложению по новой схеме подвергаются только компании, внесенные в закрытый список, а вновь выявленные объекты подлежат включению в список на следующий год. При этом процедура включения в список не прописана, как и ответственность административного органа за невключение в него тех или иных объектов. Эксперт усомнился, что законопроект проходил экспертизу на коррупционную емкость.
В настоящее время налог на имущество и физических лиц, и организаций платится исходя из инвентаризационной стоимости, которая обычно существенно ниже реальной. В Москве новый законопроект коснется одной восьмой части предпринимателей — владельцев около 2 тысяч офисных и торговых объектов, которые имеют площадь свыше 5 тысяч квадратных метров. Власти Москвы ожидают, что в 2014 году дополнительные доходы бюджета от налогов с торгово-офисной недвижимости составят порядка 17 миллиардов рублей, а в 2016 году вырастут до 50 миллиардов рублей.