Обособленные споры об установлении требований кредиторов в реестре являются наиболее массовыми в рамках дел о несостоятельности, рассматриваемых арбитражными судами.
Как следует из Обзора судебной статистики о деятельности федеральных арбитражных судов в 2020 году, опубликованного Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее — ВС РФ), за 2020 год арбитражными судами было рассмотрено 427 050 заявлений об установлении содержания и размера требований кредиторов, об исключении требований из реестра, иных, связанных с формированием реестра требований, что составило 44,86% от общего количества рассмотренных заявлений, жалоб, ходатайств и разногласий в делах о несостоятельности (951 927).
Большинство требований, как правило, основаны на обычной торговой, кредитной или налоговой задолженности, в связи с чем носят для участников дела субъективно бесспорный характер. Массовостью данной категории требований объясняется высокий процент удовлетворения заявлений, связанных с установлением требований в реестре требований кредиторов, — более 90%.
Так, по данным Отчета Судебного департамента при ВС РФ о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации по рассмотрению дел о банкротстве, за 2020 год удовлетворено 365 941 из 403 161 рассмотренных по существу заявлений.
Несмотря на это, почти в каждом деле о банкротстве коммерческой организации имеются одно или несколько требований, обоснованность которых вызывает сомнения. Нередко именно эти требования носят ключевой характер как с точки зрения расстановки сил на собраниях кредиторов, так и с точки зрения распределения доходов от реализации имущества должника.
Наибольшую угрозу в этом отношении представляют требования, основанные не на реальных хозяйственных отношениях, а на документах, специально созданных в целях установления фиктивной задолженности в реестре требований кредиторов должника. Зачастую указанные требования контролируются аффилированными с должником лицами и признаются самим должником, что осложняет их опровержение независимыми кредиторами. Для краткости будем называть такие требования подозрительными.
В условиях банкротства субъективные интересы контролирующих должника лиц и конкурсных кредиторов нередко расходятся, что порождает множество подозрительных требований, основанных на внешне безупречных документах о предоставлении займа, поставке товаров, оказании услуг и т. д. Такие требования могут заявляться как явно аффилированными с должником лицами, так и внешне не связанными с ним кредиторами.
С полным тектом публикации можно ознакомиться на сайте издания по ссылке (доступно по подписке)