Снос Таганской телефонной станции: как достучаться до властей
Столичные власти выдали разрешение на снос очередного культурно-исторического объекта, официально не признанного таковым, – Таганской телефонной станции, построенной в 1929 году на Покровском бульваре. На месте здания возведут элитный жилой комплекс, против строительства которого выступают архитекторы, местные жители и депутаты. Опрошенные эксперты рассказали, по какому пути могут пойти несогласные.
Непубличные слушания
Спроектированная архитектором Василием Мартыновичем Таганская АТС – одна из первых, появившихся в Москве, пишут в ЖЖ муниципальные депутаты Евгений Будник и Илья Свиридов. О дальнейшем целевом использовании здания задумались еще в 2012 году: предполагалось, что оно будет реконструировано и превращено в апарт-отель. Спустя год от думской фракции "Справедливая Россия" в столичное правительство поступило обращение с требованием разъяснить, что планируется сделать с АТС. Из ответа следовало – власти разрешили застроить земельный участок.
Озабоченные судьбой объекта эксперты вскоре направили в Москомнаследие пакет документов для признания здания Таганской АТС памятником – и получили отказ. Главный архитектор нового комплекса апартаментов Александра Кузьмина – дочь бывшего главного архитектора Москвы, при котором было снесено множество памятников, – настаивает, что провести реконструкцию строения невозможно, и требуется его полный снос.
Местные жители и депутаты посылали в департаменты письма с просьбой пересмотреть решение о ликвидации, но и их проигнорировали. На сегодняшний день здание АТС обнесено забором, а окружавшие его деревья спилены. "Мы говорим, что это историко-архивная территория, здесь ничего нельзя делать без слушания, а они говорят: "Мы слушания провели". А мы где были, почему вы нас не оповестили?" – сетует жительница района Ирина Аношина.
Проект на миллиард
Телефонными станциями в столице до 1997 года заведовала приватизированная АФК "Система" Владимира Евтушенкова, отмечает "Афиша Daily". Компании, занимавшейся развитием мобильного оператора МТС, нужны были новые вышки, а не старые телефонные станции, поэтому для управления ими была создана новая фирма "Рент-недвижимость". Три года назад девелопер "Лидер-инвест" предложил перепрофилировать несколько АТС под дома премиум-класса.
К осени 2018 года на месте Таганской АТС возведут так называемый многофункциональный комплекс "Резиденция на Покровском бульваре", в который инвестируют 1,3 млрд рублей. Фасад дома отделают натуральным камнем, коваными элементами и патинированной медью, а в самом здании будут располагаться более 40 апартаментов.
Яна Сафронова из "Архнадзора" вспоминает, как они пытались достучаться до властей: "Мы пришли на публичные слушания, но, так как заявленная тема была иной, наши вопросы даже не были включены в итоговое заключение. С нами обещали встретиться и обсудить проблему позже, но фактически все решилось за закрытыми дверями. Деревья вырубили без всяких слушаний".
Вице-президент "Лидер-Инвест" Игорь Юдовский заявил "Коммерсанту", что здания АТС "непригодны для дальнейшей эксплуатации, устарелые фасады типовой промышленной застройки портят архитектурный облик города, а состояние земельных участков диссонирует с общей благоустроенностью". Кроме того, он считает, что публичные слушания прошли в соответствии с законодательством Москвы и РФ.
Архитекторы об особенностях АТС
Памятники конструктивизма сегодня стали самыми распространенными жертвами сноса, причем причина не только в алчности застройщиков, в желании что-то разрушить и заработать на этом, а в совершенно очевидном непонимании властями, городским сообществом и архитекторами ценности реальной городской ткани, частью которой является здание Таганской телефонной станции, говорит президент Союза архитекторов России Андрей Боков.
"Касаться юридической стороны вопроса я не буду: у нас научились ее "грамотно" готовить и обосновывают любой снос, – подчеркивает Боков. – Я готов адресовать претензии не только и не столько тем, кто принимает решение и сносит, не тем, кто должен защищать подобные объекты, сколько архитекторам, которые проектируют на месте сноса, которые не потрудились объяснить заказчику, что в этом нет необходимости, что не попытались сохранить его, пусть даже сделав частью нового. Уникальность этого нового всегда будет выгодна и городу, и обществу, и бизнесу".
"De jure у застройщика с документами полный порядок – есть и ГПЗУ, разрешающий строительство нового здания, и разрешение на снос, и порубочный билет, – пишет Свиридов. – А вот de facto любой москвич прекрасно понимает: сносить такое уникальное здание нельзя! В Москве памятников этой эпохи – раз-два и обчелся. Такое небрежное и пренебрежительное отношение к собственной истории – это преступление и варварство! Чем тогда нынешние отечественные дельцы и чиновники лучше варваров, уничтожавших в Сирии античные памятники в Пальмире?"
Краевед Денис Ромодин называет Таганскую АТС характерным объектом 1920-х с ярко выразительным фасадом: "Здание стоит на очень выгодном участке между двумя бульварными линиями и является своеобразной доминантой места. У нас не так много сохранившихся технологических объектов эпохи авангарда". Старший научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН Александра Селиванова уточняет: "Мы теряем памятники конструктивизма каждый день, но это здание особенно жаль... У нас элитный дом перевешивает все рассуждения. То же ждет и другие московские АТС, поэтому надо понять, какое здание станет следующей жертвой, и спасти хотя бы его".
Что делать несогласным
По общему правилу собственник здания Таганской АТС может делать с ним все, что заблагорассудится, в том числе сносить, комментирует ситуацию старший юрист АБ ЕПАМ Сергей Стрембелев. "Вместе с тем действия собственника не должны при этом нарушать закон и права третьих лиц – законодательством запрещается снос выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия, включенных в реестр (п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации")", – добавляет юрист.
Таким образом, если есть основания для отнесения постройки к объектам культурного наследия, то лица, недовольные его грядущим сносом, могут обжаловать в суде исключение здания Таганской АТС из перечня выявленных объектов культурного наследия и разрешение на его снос. Суд может принять обеспечительные меры в виде приостановления действия ненормативных актов – тогда снос можно будет остановить, говорит Стрембелев.
Несогласным нужно обращаться в суд, солидарен адвокат "Делового фарватера" Сергей Варламов: "Согласно п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях".
Он отмечает, что публичные слушания не проводятся, если они подготовлены в отношении территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о ее комплексном освоении; территории в границах земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения дачного хозяйства иному юридическому лицу; а также территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда. Следовательно, градостроительный план земельного участка необходимо вынести на публичные слушания, заключает Варламов. "Еще можно попытаться обратиться с иском к Мосгорнаследию о признании здания объектом культурного наследия регионального значения. И в процессе уже предъявить требования о принятии обеспечительных мер к зданию. Это затормозит процесс сноса здания", – добавил адвокат.
Автор: Алина Ходырева