30 июня 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», вводящий в законодательство понятие «бенефициарный владелец». Каковы правовые последствия его принятия?
Комментарий юриста Бюро Владимира Кузнецова:
Отдельные новеллы Закона № 134-ФЗ могут ударить по интересам предпринимателей и увеличат их издержки, равно как и издержки финансовых организаций. Не думаю, что предусмотренные им поправки имеют основной целью борьбу с офшорами, поскольку они не содержат ни одного налогового инструмента, направленного против явлений, связанных с использованием офшоров для целей налоговой оптимизации. Их цель – борьба с так называемыми фирмами-однодневками, а в ряде случаев – усиление давления на менеджмент с тем, чтобы при необходимости добраться до владельцев компаний.
Примечательно, что для достижения последней цели будут преимущественно задействоваться средства административного и уголовного преследования.
Указанная цель становится достаточно очевидной при ближайшем рассмотрении определения базового понятия Закона № 134-ФЗ «бенефициарный владелец». Обращает на себя внимание небрежность, с которой авторы поправок подошли к описанию критериев бенефициара. Их подход представляется неформализованным и выглядит как калька с определения отношений контроля, использующегося в Федеральном законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Впрочем, возможно, акты Правительства РФ и Банка России добавят содержательной конкретики, которая позволит применять поправки на практике. Но еще важнее другое: фактическая невозможность выявить бенефициара позволит признать таковым руководителя юридического лица. Данный курс четко прослеживается и в изменениях, внесенных в правила государственной регистрации юридических лиц, передачи регуляторам информации о владельцах и распорядителях по счетам, открытым финансовыми организациями, а также в законодательство о банкротстве. Так, не добавляя ничего принципиально нового в регулирование института ответственности контролирующих лиц, Закон № 134-ФЗ, по сути, фокусируется на создании угрозы привлечения к ответственности руководителя должника и его финансовых работников.