Так сложилось, что взаимоотношения участников российского арт-рынка регулируются в большей степени обычаями делового оборота, а правовым аспектам, в частности, вопросам авторского права, не всегда уделяется должное внимание. Мы поговорили с Дарьей Сергеевой, старшим юристом Адвокатского бюро ЕПАМ, о том, что необходимо знать при покупке произведений искусства.
Есть ли в законодательстве какое-то исчерпывающее определение произведения искусства?
Искусство – явление сложное и многогранное. Любой объект, созданный человеком, предполагается творчеством и, следовательно, объектом авторского права, вне зависимости от его художественной ценности. Оригинальность, творческий характер, объективная форма – это признаки, которые должны быть свойственны произведению. Другое дело, как они определяются в случае судебного спора. Это вопрос доказательств, оценки, экспертизы и т.д. В законе нет исчерпывающего определения, и оно, на мой взгляд, только повредило бы статусу произведения искусства. Произведения искусства нет необходимости регистрировать – соответственно, нет необходимости предъявлять формальные требования.
Идея зачастую играет ключевую роль в создании произведения, создаёт художественную ценность, превращая случайное нагромождение предметов в произведение искусства. Идеи и концепции произведения защищаются каким-то образом?
Идея произведения искусства может быть заимствована, иначе интерпретирована и реализована другим человеком. Однако воплощение этой идеи, фиксация ее в объективно существующей форме признается результатом творческого труда человека и объектом авторских прав. В этом суть авторского права. Оно защищает то, что сделал художник, но не препятствует другим людям развивать эти идеи.
Что подразумевается под творческим трудом и объективной формой?
Это философский вопрос. Творческий труд – труд, который отличает человека от машины. Он имеет творческий характер, в нём так или иначе задействована интеллектуальная деятельность. Если не доказано иное, предполагается, что созданное руками человека (а не изготовленное, например, на 3D принтере), создано творческим трудом. Но грань между трудом и творческим трудом очень тонкая. Например, создается эскиз: придумка автора, а воплощение помощниками. То, что они участвуют в создании, не делает их авторами. Автор – тот, кто придумал, если воплощение носило технический характер. Особенно это характерно для инсталляций, где идея зачастую более сложна, чем ее воплощение. Что касается объективной формы, в буквальном смысле это означает, что произведение имеет реальное воплощение. Иногда в споре об отсутствии объективной формы ссылаются на «неустойчивость» материального носителя, но эти понятия не стоит смешивать.
Как определяется оригинальность произведения искусства?
Жестких требований к оригинальности в законодательстве не предъявляется. Бывают случаи, когда одинаковые оригинальные произведения создаются независимо друг от друга, например, две одинаковые фотографии одного объекта с одного ракурса. Или, например, автор создаёт несколько версий своего произведения: у последующих уже нет новизны, но все они созданы творческим трудом. Речь идёт о создании самостоятельного произведения, насколько оно отличается; недостаточно просто поменять фон картины, чтобы произведение было оригинальным. Другое дело – современное искусство, носящее экспериментальный характер. Применительно к нему мнения в Европе и США разделились: в США в спорах судьи чаще встают на сторону авторов авангардных работ, в Европе более консервативный подход.
Какие права возникают при создании, приобретении и использовании предметов искусства?
Не нужно путать право собственности на вещь и интеллектуальные права на произведение, – последние могут как перейти к покупателю, заказчику, так и остаться у автора. Интеллектуальные права не зависят от прав на материальный носитель. Личные права – право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения и т.д. – неотчуждаемы. Например, право на имя: произведение должно использоваться под именем или псевдонимом автора, или анонимно. Исключительные права (на копирование, реставрацию, воспроизведение и т.д.) – по сути, это права на использование и распоряжение. Они могут быть переданы полностью или частично. При сделке, в которой не предусматривается передача исключительных прав, к собственнику материального носителя переходят права демонстрировать оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках; если сам приобретатель изображен на этом произведении, – использовать в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, воспроизводить, публично показывать и распространять копии произведения без цели извлечения прибыли.
Какое ограничение на количество созданных автором копий своего произведения? Есть ли такое ограничение на воспроизведение произведения искусства собственником?
Как правило, автор создаёт произведение в нескольких вариантах. Каждое из этих произведений будет самостоятельным объектом. Законодательного ограничения на количество авторских копий нет: каждая из них будет являться произведением искусства. Единственное ограничение может применяться в случае, если исключительные права переданы кому-то другому. Тогда последующее создание копий картины самим художником будет, безусловно, считаться нарушением. Правда, договорные ограничения не позволяют на сто процентов гарантировать, что покупатель будет единственным обладателем картин подобного рода, ведь никакая уступка исключительных прав не может ограничить художника в создании новых произведений. В случае спора грань между созданием нового произведения и его копированием может быть установлена только судом.
Современные художники часто совместно готовят инсталляции и пишут картины. Как в таком случае распределяются авторские права?
Соавторство подразумевает совместно созданный объект; в этом случае личные неимущественные права авторов одинаковые. Исключительное право принадлежит соавторам совместно, и их взаимоотношения, в том числе распределение прибыли, определяются соглашением между ними, а в случае спора – судом.
Кто имеет право сделать репродукцию произведения – кто угодно или обладатель исключительных прав?
Если эта картина была обнародована, то вы можете сделать копию для личных целей без получения согласия автора и выплаты ему вознаграждения. Для коммерческого использования нельзя сделать репродукцию чужого произведения, не приобретя это право у автора, – это будет нарушением его прав, а репродукция в таком случае будет считаться не копией, а подделкой.
Исключительные права носят срочный характер: срок жизни автора и 70 лет после его смерти. Что происходит с произведением после этого срока?
После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Все могут свободно и без выплаты вознаграждения делать репродукции, использовать в своих работах и так далее. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
Что подразумевает право на неприкосновенность произведения, которое сохраняется у автора при передаче прав на использование произведения?
Право на неприкосновенность произведения означает сохранение произведения в том виде, в котором оно было создано, защиту от искажений. Иными словами, собственник не может добавить или приписать что-то к картине. Владелец картины может её реставрировать, не спрашивая разрешения у автора, но надо учитывать, что в случае некачественной реставрации право автора может быть нарушено.
Какова специфика авторских прав на инсталляции и перфомансы? Как осуществляются продажи труднопереносимых и труднокопируемых инсталляций: например, груды конфет в галерее «Тейт», созданной художником Феликсом Гонзалесом-Торресом в 1991 году?
Инсталляции так же, как и картины, охраняются авторскими правами. Груда конфет на полу галереи «Тейт» может быть куплена и воссоздана в галерее в другой точке планеты. В этом случае передается право воссоздания – лицензия или разрешение на использование исключительных прав на этот объект. То, что при перевозке объект будет разрушен, не влияет на определение его статуса. Впоследствии инсталляция может быть воспроизведена лицом, у которого есть разрешение на использование исключительных прав, в данном случае, права на копирование – создание точно такого же или очень близкого объекта с разрешения автора. Таким образом, при правильном оформлении эта концепция может быть реализована без нарушения прав автора, с одной стороны, и безопасно с точки зрения галереи, с другой.
Перфомансы как сценическое искусство защищаются смежными правами – правом на исполнение. Это отдельный объект права с отдельным режимом. Право на показ картин в рамках сценического исполнения – объект авторского права. Права на авторский перфоманс могут быть переданы по договору, что обезопасит, например, галерею от потенциальных рисков. Хотя на практике, поскольку авторское право охраняет лишь форму, а не содержание, бороться с незаконным копированием будет крайне сложно.
Какова ситуация с защитой авторских прав на произведения искусства в России? Как часто дела о нарушении авторских прав доводятся до судебных разбирательств?
У нас очень хорошее законодательство об авторском праве, отвечает всем мировым стандартам. Однако закон – это не руководство по эксплуатации, он требует толкования и подчас не может ответить на некоторые практические вопросы. Проблемы с применением и реализацией прав действительно существуют. Если это нарушение права следования – получения вознаграждения автором от последующей продажи, – то это вопрос репутации аукционного дома или галереи, каким образом они проводят сделки. Если это проблема реализации авторских прав – ее возникновение зависит, в том числе, от того, насколько сами авторы или наследники о них осведомлены. В суде автору нужно доказать то, на что он ссылается, например, принадлежность авторского права: были ли предусмотрены защитные механизмы заранее или нет, было ли депонировано произведение, представлялось ли оно на выставках, были ли о нём публикации в прессе и т.д.
Судебной практики по авторскому праву немного – не только в сфере культурных ценностей, но и вообще в сфере интеллектуальной собственности. В основном это споры о взыскании авторского вознаграждения. Надо отметить, что позиция судов всё-таки больше на стороне авторов. Если художник действительно намерен доказать свои авторские права, у него достаточно хороший шанс сделать это в суде. Однако большая часть споров не доходит до судов. К взаимной выгоде бывает заключить соглашение.
Беседовал Александр Губанов, исполнительный директор «Артлот 24»