Налоговики стали чаще судиться, но меньше отсуживать
Коллегия Федеральной налоговой службы, на которой подводились итоги 2010 года, и шла речь о перспективах на будущее, выглядела противоречиво (подробно Право.Ru рассказывало об этом мероприятии в материале "Кудрин предложил налоговикам позаботиться об инвестклимате"). С одной стороны, руководитель ФНС Михаил Мишустин гордился с трибуны тем, что за 2010 год собрано 7,7 трлн рублей налогов — на 22% больше, чем годом ранее, и на 5% больше, чем требовал закон о бюджете. С другой стороны, непосредственный руководитель налоговой службы — вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин — большой радости не проявлял и говорил о том, что нынешняя модель, сочетающая рост государственных расходов и ужесточение налогового администрирования, по сути, является тупиковой.
Предметом гордости Мишустина была и эффективность налогового администрирования. По его словам, задолженность по обязательным платежам, которая росла на протяжении 2009 года в прошлом году снизилась почти на 100 млрд рублей и составила на 1 января 2011 года 1,27 трлн. рублей. Эффективность выездных налоговых проверок возросла на 6%, по их результатам взыскано на 7% больше средств, чем в 2009 году — около 112 млрд. рублей. Благодаря работе отделов по досудебному аудиту "удалось снизить нагрузку на судебную систему страны". Количество дел, отметил глава ФНС, рассмотренных в судах по инициативе налогоплательщиков, сократилось в 2010 году на 13%. При этом, по его словам, количество дел, рассмотренных в пользу налоговых органов, возросло на 12%, размер взысканных по этим решениям сумм вырос на 10%.
По мнению Мишустина, все эти данные говорят "о растущей эффективности защиты интересов налоговых органов в судах". Редакция Право.Ru решила сопоставить слова главного налоговика страны с данными арбитражной статистики по налоговым спорам (с инфографикой к материалу можно ознакомиться здесь) и выяснила, что он не во всем прав.
Число налоговых споров в 2010 году выросло, несмотря на досудебное урегулирование
Официальная статистика ВАС РФ показывает, что в 2010 году впервые за 5 лет возросло количество налоговых споров. Если в 2009 году арбитражные суды первой инстанции рассмотрели 87 872 дела с участием налоговых органов, то в 2010-м — 92 438, на 5% больше. И это при том, что общее количество споров, вытекающих из административных правоотношений, снизилось с 2009 года на 40%, так 2009 году общее количество административных дел составило 567 699 дел, а в 2010 году — только 341 453 (см. диаграмму) В результате доля налоговых дел в общем количестве "административных" резко выросло — с 15% до 27%.
И это несмотря на то, что с 1 января 2009 года по налоговым спорам введен обязательный досудебный порядок урегулирования. В соответствии с этим порядком налогоплательщик или налоговый агент не может сразу же обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, так как первоначально он должен обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе и только потом может обратиться в суд.
Многие из опрошенных Право.Ru специалистов юридических компаний указывают, что на статистике налоговых споров в 2009 году введение обязательного досудебного порядка действительно сказалось, если в 2008 году общее количество налоговых споров составляло 99 681 дел, то в 2009 году — 87 872 дел, то есть меньше на 11 % (см. диаграмму). Так считают, например, юрист практики налогового и таможенного права "Яковлев и партнеры" Андрей Фелюст и Игорь Сафин, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". Вместе с тем в 2010 году существование такого порядка, скорее всего, наложилось и на другую тенденцию, которая оказывает прямо противоположное воздействие на статистику налоговых спором. По словам Андрея Фелюста, в 2010 году наблюдался всплеск активности налоговой службы, что "может быть связано с общей задачей президента о сокращении дефицита государственного бюджета".
Вместе с тем, есть и альтернативная точка зрения. Так, руководитель налоговой практики Capital Legal Services Оксана Ковалева отмечает, что "незначительный, но все-таки имеющий место рост числа споров в 2010 году относительно уровня 2009 года свидетельствует о том, что причина общего снижения — не досудебное обжалование", а скорее "стабильность налогового законодательства". Сторонников такой точки зрения тоже немало. Специалист по налоговому праву Вадим Романов из "Партнерского бюро "АйТи-Каунсел" также утверждает, что динамика снижения налоговых споров за период 2005-2010 г.г. обусловлена "хорошим результатом работы законодателя и следствием формирования правоприменительной практики по спорным и противоречивым нормам". При этом менеджер налогового и финансового консультирования Noerr Наталья Маркова обращает внимание на что, что "сокращение судебных споров с налоговыми органами происходит на фоне общего сокращения количества выездных налоговых проверок (по данным ФНС в 3 раза с 2004 по 2010 год). По ее словам, это подтверждает то, что, несмотря на общее сокращение количества споров с налоговыми органами, доля возникающих по результатам проверок спорных ситуаций остается стабильной".
Ведущий консультант Управления публичного права и процесса ВАС Арсений Приходько считает, что обе вышеназванные причины повлияли на уменьшение количества налоговых споров в арбитражных судах. "Анализируя причины указанной тенденции, следует отметить, что в 2007 году в часть 1 НК РФ были внесены существенные изменения (прежде всего Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ), которые в значительной мере упорядочили процедуры налогового администрирования, что во многом и повлекло уменьшение количества споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Кроме того, в 2009 году вступили в силу положения НК РФ, предусматривающие обязательную досудебную процедуру обжалований решений налоговых органов о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данные положения также способствовали уменьшению налоговых споров в судах, поскольку значительная часть решений налоговых органов отменялась и продолжает отменяться вышестоящими налоговыми органами", — отмечает Приходько.
Он также обращает внимание на то, что "существенный вклад в уменьшение налоговых споров был внесен и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, который как в рамках своих разъяснений, так и при рассмотрении конкретных дел в порядке надзора давал толкование положениям НК РФ, которые учитывали в своей работе не только арбитражные суды, но и налоговые органы".
Налоговые чаще идут в суд взыскивать долги, но меньше отсуживают
Начиная с 2008 года, идет постепенное увеличение количества налоговых споров о взыскании обязательных платежей и санкций: в 2008 году их было — 24 426, в 2010 — 36 321 (см. диаграмму). Увеличивается также и доля дел, выигранных налоговыми органами: в 2008 году она составляет 56%, в 2010-м уже 62%. Вместе с тем с каждым годом уменьшается сумма заявленных требований, а еще сильнее — объем удовлетворенных. Так в 2008 году сумма заявленных требований составляет 4 683 млн. руб., в 2010 году — 3 678 млн. руб., то есть на 21% меньше (см. диаграмму).
Все это, по мнению Марка Ровинского, налогового консультанта АБ "ЕПАМ", свидетельствует о том, что налоговые органы чаще выигрывают споры на незначительные суммы. "Это возможно и в тех случаях, когда налогоплательщик не организует активную защиту", — отмечает он. С ним согласен и Валерий Нарежный, управляющий директор по России Incor Alliance Law Office. "Если очистить статистику от этой категории споров (от дел с незначительными суммами требований — прим. ред.), то картина будет совсем иной", — говорит он.
В то же время специалист по налоговому праву Павел Герасимов из "Падва и Эпштейн" отмечает, что такая динамика (снижение взыскиваемой суммы — прим. ред.) обусловлена, возможно, тем, что налоговые органы "входили в реестры требований кредиторов в делах о банкротстве, количество которых во время кризиса увеличилось".
Налогоплательщики реже идут в суд против налоговой
На статистике споров, в которых налоговые органы являются ответчиками, введение досудебной процедуры урегулирования действительно сказалась сильно. Количество споров о действительности ненормативных правовых актов налоговых органов в 2010 году снизилось на те самые 13%, о которых говорил на коллегии глава ФНС Михаил Мишустин. А за период с 2007 года количество дел этой категории снизилось почти вдвое: если в 2007 году их было 60 135 дел, то в 2010-м цифра уменьшилась до 31 514. При этом доля выигранных налоговыми органами споров постепенно увеличивается — в 2007 году это 24%, то в 2010 уже — 35% (см. диаграмму). Это свидетельствует, по мнению юриста "Юков, Хренов и партнеры" Александра Комиссарова, "о повышении компетенции налоговых органов".
Аналогичная динамика снижения претензий к налоговым органам видна в категории дел об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности. В 2010 году таких споров арбитражными судами было рассмотрено на 76% меньше, чем в 2007 году. Однако при этом доля дел, проигранных налоговыми органами здесь растет: в 2007 году таких споров было 52%, а в 2010-м — 70% (см. диаграмму). Скорее всего, это может быть связано, по мнению Андрея Фелюста, "с тем, что у ФНС были отобраны функции по контролю над оборотом спиртосодержащей продукции, а также ограничены полномочия по контролю над кассовой техникой".
Прогноз на 2011 год
В ФНС подчеркивают, что одним из основных направлений деятельности службы останется "дальнейшее повышение качества досудебного урегулирования налоговых споров в целях сокращения числа судебных споров с участием налоговых органов". Некоторые из опрошенных специалистов по налоговым спорам в связи с этим с осторожным оптимизмом смотрят на перспективы развития ситуации в этой сфере. "Досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган должен постепенно начать работать, — говорит Сергей Савельев, партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры, — и это снизит нагрузку на суды".
Другие отмечают, что действия налоговых органов противоречивы и однозначного прогноза в отношении интенсивности спором между бизнесом и налоговыми органами сделать нельзя. "Часто должностные лица налоговых органов упорно продолжают „штамповать“ нелепые иски о взыскании незначительных сумм", — отмечает Вадим Романов специалист по налоговому праву из "Партнерское бюро "АйТи-Каунсел". А Наталья Маркова из Noerr считате, что "в дальнейшем динамика количества судебных споров с налоговыми органами во многом также будет зависеть от количества и обоснованности претензий, предъявленных проверяющими в ходе налогового контроля".
С инфографикой к материалу можно ознакомиться здесь.
Автор: Оксана Суховей