2 апреля 2012
«Право.ru» публикует интервью Ивана Смирнова, в котором он рассказал о складывающейся ситуации и перспектив развития рынка юридических услуг в свете вступления России в ВТО

"Расстановка сил на рынке юруслуг не изменится"

В текущем году Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации, но дискуссии относительно условий присоединения не прекращаются. На прошлой неделе адвокатское бюро ЕПАМ провело конференцию "ВТО: возможности и риски для российского бизнеса", а партнер бюро Иван Смирнов поделился с "Право.Ru" своими мыслями относительно складывающейся ситуации и перспектив развития рынка юридических услуг в свете вступления России в ВТО.

- Насколько я понимаю, на сегодняшний день российский юридический рынок является полностью открытым для иностранцев?

- Да. С точки зрения оказания профессиональных юридических услуг иностранцами, российский рынок был и остается абсолютно открытым. Этот "кусок пирога" мы отдали еще в начале 90-х годов. В результате сегодня до 80-90% юридического рынка обслуживают международные юридические фирмы – чаще всего те их них, которые имеют представительство в Москве. В настоящий момент законодательство никак не ограничивает возможность предоставления юридических услуг даже лицами, которые не имеют профильного российского образования, не говоря уже о дополнительных требованиях к квалификации и соблюдению профессиональных стандартов. Такая ситуация не может не вызывать определенного недовольства со стороны локальных игроков.

- Следует ли, на ваш взгляд, ввести какие-то ограничения? И изменит ли ситуацию вступление в ВТО?

- Вступление в ВТО лишь закрепляет сложившуюся ситуацию. В то время как введение дополнительных требований в части оказания юридических услуг по российскому праву дало бы очевидные конкурентные преимущества российскому юридическому бизнесу. Наглядными примерами здорового протекционизма и поддержки национальных интересов могут служить, например, Индия, которая ввела полный запрет на оказание юридических услуг иностранцами, или Китай, который, правда, под влиянием ВТО частично открыл определенные сегменты своего рынка для иностранных юристов в части консультирования по вопросам права тех стран, где соответствующее лицо допущено к практике.

- А как с этим обстоят дела на Западе?

- И в развитых и в общепризнанных правопорядках (таких, как США, Великобритания, Германия и т.п.) система доступа к юридической практике зарегулирована через целый комплекс квалификационных и профессиональных стандартов и не может рассматриваться как либеральная. В России же сложилась абсолютно парадоксальная ситуация: консультировать по российскому праву может кто угодно, будь то иностранец или россиянин, не имеющий профильного образования. Безусловно, оказывать профессиональные юридические услуги по российскому праву должны только юристы, получившие профильное российское образование. Это серьезно изменило бы расстановку сил и обеспечило бы дополнительную защиту национальным интересам.

- То есть преимущества от введения ограничений очевидны?

- На мой взгляд, да. Введение такого рода ограничений может представлять интерес для государства не только с целью защиты и отстаивания национальных интересов (в конце концов, речь идет о десятках миллиардов рублей в год), но и быть инструментом давления для наших торговых партнеров в части переговоров по другим торговым позициям.

- В ходе конференции упоминался тот факт, что, заявившись в ходе переговоров как развитая страна, Россия тем самым отказалась от ряда преференций. Поясните, пожалуйста, что это значит.

- Действительно, Россия заявила себя в качестве развитой страны, в отличие, например, от Китая, который входил в ВТО на правах развивающейся. И это вызывает недоумение. Такая позиция не позволяет нашей стране получить дополнительные существенные преференции и послабления в части применения соответствующих соглашений ВТО.

Можно назвать целый рад таких преференций. Во-первых, это использование специальных правил для защиты новых отраслей. Во-вторых, специальные правила о заключении таможенных союзов и соглашений о свободной торговле между развивающимися странами: в частности, более низкие требования по либерализации торговли и возможность исключить наиболее чувствительные сектора из сферы действия соглашения о свободной торговле. В-третьих, можно говорить об исключении из применения специальных защитных мер, в случае если объемы торговли с развивающимися странами составляют до трех процентов от общего объема торговли определенным продуктом в стране введение защиты. Ну, и, наконец, для развивающихся стран предусмотрены тарифные преференции.

Другой упущенной возможностью в связи с выбранным статусом развитой страны является утрата права на получение "технической" поддержки (например, в части грантов на обучение и проведения за счет ВТО образовательных программ для нашего бизнеса и государственных органов). Очевидно, что обучение и передача передового опыта различных стран в рамках работы в ВТО является критичным вопросом: ведь это прекрасный ресурс, который может позволить гораздо лучше подготовить российский бизнес и государственные органы к вступлению в ВТО.

- Видите ли вы какие-либо перспективы, с точки зрения получения нового бизнеса для юридических фирм в связи со вступлением в ВТО?

- Перспективы в этом смысле весьма туманны. Вряд ли вступление в ВТО серьезно повлияет на создание торговых практик в юридических фирмах. Поэтому вероятность того, что на данный сегмент юридических услуг обратят свои взоры крупные игроки рынка, ничтожно мала. Этот сегмент слишком специфичен и требует больших инвестиций при очень сомнительном результате.

Также я бы не стал связывать вступление нашей страны в ВТО с резким притоком иностранного капитала в Россию (за исключением сектора промсборки автомобилей). В силу слабой информированности бизнеса о рисках и возможностях, возникающих в связи с вступлением в ВТО, большинство возьмет паузу в части финансирования капитальных вложений и развития производства.

- Но, может быть, вступление в ВТО подтолкнет юридический рынок к новому этапу развития?

- Не думаю, что вступление в ВТО можно назвать событием, которое способно стать новым стимулом для развития юридического бизнеса или способствовать появлению новых значимых направлений и практик. На мой взгляд, расстановка сил и основных игроков на рынке юридических услуг в области международного торгового и таможенного права существенно не изменится ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ