Правительство одобрило поправки в НК, освобождающие от налоговой ответственности
Для этого допущенные налоговые нарушения должны быть устранены самостоятельно налоговым агентом до того, как ФНС обнаружит их
Законопроект разработан во исполнение постановления КС, который при этом не указывал на необходимость внесения законодательных изменений. Как отметили эксперты «АГ», поправки помогут не допустить продолжения привлечения налоговых агентов к ответственности налоговыми органами на местах по формальным основаниям.
3 августа Правительство РФ одобрило законопроект Минфина, которым предлагаются поправки в Налоговый кодекс в части освобождения налогового агента от налоговой ответственности в случае, если им самостоятельно и до обнаружения налоговым органом соответствующего факта перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и пени.
Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда от 6 февраля 2018 г. № 6-П, о котором ранее писала «АГ». Напомним, с жалобой в КС обратилось ОАО «ТАИФ», которое по результатам выездной налоговой проверки за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. было привлечено к налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 123 НК РФ общество было оштрафовано почти на 300 тыс. руб., также ему была начислена пеня.
Арбитражный суд признал решение налогового органа недействительным в части штрафа в размере около 60 тыс. руб. При этом общество ссылалось на то, что допущенное им как налоговым агентом несвоевременное перечисление сумм налога на доходы физических лиц было устранено самостоятельно, причем задолго до окончания налогового периода и до срока подачи соответствующих расчетов в налоговые органы, а также уплачены пени за просрочку, однако суд не принял это во внимание и отказал в освобождении от налоговой ответственности в другой части штрафа. Суд посчитал, что положения п. 4 ст. 81 НК РФ связывают освобождение от штрафа, предусмотренного его ст. 123, с представлением уточненных декларации или расчета, а также с уплатой недостающей суммы налога и начисленных за просрочку пеней, тогда как компания представила налоговому органу расчет по налогу на доходы физических лиц сразу без ошибок и не уточняла его впоследствии, что не позволяет применить освобождение от налоговой ответственности.
Заявитель указывал в жалобе, что п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат Конституции, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм налога на доходы физических лиц лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность; поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность. Общество отдельно обосновало свою позицию относительно неконституционности ст. 123 НК РФ, указав, что установленный данной статьей штраф за неперечисление удержанных сумм налога взыскивается с налоговых агентов в одинаковом размере – независимо от того, что допущенная просрочка уплаты налога могла быть незначительной и была самостоятельно устранена задолго до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
В своем постановлении Конституционный Суд указал, что подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ, не отменяя налоговой обязанности, прямо поощряет налогоплательщиков и налоговых агентов к поддержанию достоверности в налоговой отчетности. Из этого, по мнению Суда, следует, что налоговый закон признает значимость требования достоверности налоговой отчетности в поддержании фискального правопорядка. Также КС отметил, что ст. 123 НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа не за нарушения, допущенные налоговым агентом в части достоверности представленных расчетов, а за недоимку независимо от причин ее возникновения. При таком определении состава налогового правонарушения, считает КС, налоговый агент как ответственное лицо, обязанное в силу налогового закона к достоверному декларированию налогов, имеет основания полагать, что именно неуплата налога и пеней безотносительно к тому, ошибочна или безупречна представленная им налоговая отчетность, влечет отказ в освобождении от налоговой ответственности. Тем более если недоимка добровольно им уплачена и компенсирована пенями прежде, чем ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки, допущена без искажения налоговой отчетности и непреднамеренно.
КС указал, что в судебной практике допускается освобождение налогового агента, своевременно представившего достоверную налоговую отчетность, от ответственности за неправомерное неудержание и неперечисление налогов, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 марта 2014 г. № 18290/13 применительно к целевому назначению освобождения от налоговой ответственности, предусмотренного ст. 81 НК РФ. Об этом указывалось и в письме, направленном в Конституционный Суд заместителем председателя ВС РФ, который полагает, что налоговые агенты, пропустившие срок уплаты налога, но компенсировавшие просрочку за счет добровольной уплаты пеней, поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто совершил более грубое нарушение за счет искажения налоговой отчетности, повлекшего неполную уплату налога. В то же время в письме отмечалось, что для освобождения налогового агента от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление удержанного налога, совершенное без искажения налоговой отчетности, формально отсутствует совокупность всех условий, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ.
Таким образом, КС постановил признать оспариваемые положения не противоречащими Конституции, выявленный смысл – общеобязательным, а решения, вынесенные в отношении заявителя, – пересмотреть. При этом Суд не давал указания на внесение поправок в законодательство, однако Министерство финансов посчитало необходимым сделать это в целях исключения неоднозначного толкования законодательных норм.
Ведомство предложило дополнить ст. 123 НК РФ новым пунктом, предполагающим освобождение налогового агента от ответственности в случае, если им представлен в налоговый орган в установленный срок налоговый расчет (расчет по налогу), который содержит достоверные сведения. В этом налоговом расчете не должно быть фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет. При этом предусматривается, что налоговым агентом до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период, должны быть самостоятельно перечислены в бюджет не перечисленная в установленный срок сумма налога и соответствующие пени.
Юрист налоговой практики АБ ЕПАМ Торез Кулумбегов, комментируя решение КС, отмечал, что конституционно-правовой смысл соответствующих положений НК РФ, выявленный Судом, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. «То есть и в отсутствие изменений НК РФ споров, аналогичных тем, что имели место ранее, возникать больше не должно было. Однако предлагаемые изменения, безусловно, сделают налоговых агентов и налоговые органы более информированными о своих правах и обязанностях, что поможет не допустить продолжения привлечения налоговых агентов к ответственности налоговыми органами на местах», – прокомментировал он предложенные Минфином поправки.
По словам заместителя руководителя практики налогового права ООО «НАФКО-Консультанты» Максима Волобоева, поправки нацелены на устранение пробела в действующем законодательстве о налогах и сборах относительно обстоятельств привлечения к ответственности налоговых агентов, которые до сих пор вынуждены были обращаться в судебные органы для защиты своих интересов. «В феврале 2018 г. Конституционный Суд вынес Постановление № 6-П по делу о проверке положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, в котором указал, что для освобождения налогового агента от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление удержанного налога, совершенное без искажения налоговой отчетности, формально отсутствует совокупность всех условий, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ, поэтому у налогового органа имелись формальные основания для отказа в освобождении от ответственности. После вступления поправок в силу таких формальных оснований у налогового органа не будет, а следовательно, не будет и судебных споров», – отметил эксперт.