17 апреля 2015
Портал Zakon.ru цитирует выступление Михаила Казанцева на Юридическом форуме России

 

Деофшоризация в свободном плавании // Минфин обещает доработать закон о КИК и законопроект об «амнистии капиталов»

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) вскоре может быть уточнено. Льготы по налогообложению активных доходов за рубежом могут быть распространены на холдинговые структуры. Из-под действия закона выведут безотзывные трасты. А критерии российского налогового резидентства уточнят. Об этом заявил сегодня замминистра финансов Сергей Шаталов, выступая на Юридическом форуме России, организованном газетой «Ведомости». Также он пообещал доработать законопроект об «амнистии капиталов». Его текущая редакция вызвала у бизнеса большое количество вопросов.

Вскоре наступит срок исполнения первой обязанности, предусмотренной поправками о КИК, внесенными в Налоговый кодекс (НК). К 15 июня надо представить информацию о КИК в налоговые органы. До этого времени Минфин надеется внести изменения в правила о КИК, сообщил Сергей Шаталов. Это связано с тем, что текущая версия закона была «не совсем последней», согласованной Минфином с бизнесом. Осенью необходимые поправки в законопроект были отклонены по формальным причинам. Теперь ведомство рассчитывает провести их отдельно.

Сергей Шаталов выделил несколько важных изменений. Во-первых, будет расширено изъятие из-под российского налогообложения активных доходов (т.е. доходов от основной деятельности). Оно будет распространено не только на компании, непосредственно получающие такие доходы, но и на их холдинговые структуры. Во-вторых, от российских налогов освободят безотзывные трасты. «Если учредитель отправляет траст в свободное плавание, не имеет возможности определять распределение прибыли и не является бенефициаром, то это не наш клиент», — отметил замминистра финансов. В-третьих, определят, в какой степени российские налоговые правила применяются к иностранным компаниям, признаваемым российскими резидентами. Например, по словам Сергея Шаталова, налоговые льготы будут полностью распространены на тех, кто заявил о российском резидентстве добровольно.

Критерии налогового резидентства беспокоят российский бизнес, сообщил Александр Розов, директор по правовым вопросам «Спортмастера». Некоторые признаки российского резидентства (например, место заседаний совета директоров) легко учесть. Но проблемы возникают при толковании более размытых критериев, таких как ведение делопроизводства или контроль над персоналом. Александр Розов привел пример, когда иностранные «дочки» компании, которые подбирают поставщиков и организовывают доставку товаров, пользуются общей программой документооборота с российскими компаниями. Вопрос: где в такой ситуации ведется документооборот. Он «размазан по всему миру», переживал выступавший.

Сергей Шаталов пообещал исключить те критерии резидентства, которые легко обойти, и более «компактно расшифровать», что такое «рутинное управление» компанией для целей определения ее налогового резидентства. Он, впрочем, не исключил споров между государствами о том, чьим резидентом является конкретная компания. Для разъяснения новых норм может быть использован необычный метод: вместо традиционных инструкций Федеральная налоговая служба (ФНС) будет брать «кейсы» и разъяснять, как поступать в определенных ситуациях, рассказал замруководителя ведомства Даниил Егоров. Интерес к «кейсовому методу» регулирования, по его словам, вызван в том числе недавним постановлением Конституционного суда, позволившим обжаловать разъяснения ФНС как нормативные акты.

Вопросы у бизнеса есть не только к уже принятому закону о КИК, но и к законопроекту об «амнистии капиталов». Наиболее очевидная проблема — отсутствие в документе перечня преступлений, подпадающих под амнистию. Их должна определить Госдума в своем постановлении. Под амнистию подпадают только активы, которыми декларант обладает в данный момент. Они, скорее всего, приобретены законно, считает партнер адвокатского бюро ЕПАМ Михаил Казанцев. Проблемы могут быть с активами, которые раньше были в собственности, но они под амнистию формально не подпадают.

Еще одна ловушка: отсутствие амнистии для юридических лиц. Получается, бенефициар может раскрыть свои активы, а ответственность за уклонение от уплаты налогов понесут работники его компании, обратил внимание Михаил Казанцев. Не ясно также, как быть, если у бизнеса несколько владельцев, а раскрыл информацию только один из них. При разработке законопроекта предлагали разрешить декларировать и имущество третьих лиц. Посчитали «доносом», рассказал Михаил Казанцев.

«Это законодательство — конечная цель, или будет что-то еще», — поинтересовалась у Сергея Шаталова замдиректора «Норильского никеля» Елена Безденежных. «Мы с вами живем в меняющемся мире, — начал чиновник, вызвав смех зала. Он не исключил появление на международном уровне новых инициатив и практик, которым последует и Россия.