Не секрет, что несовершенство законодательства становится одной из причин "ухода" российских граждан в иностранные юрисдикции. Не только ведение бизнеса, но и приобретение имущества за рубежом при прочих равных условиях нередко оборачивается гораздо меньшими издержками. Такая участь, к сожалению, постигла и российский яхтинг. В России яхт строят мало, и у одержимых морем часто нет иного выбора, кроме как прибегнуть к покупке иностранной яхты. Однако, приняв такое решение, новоявленный собственник сталкивается уже с иной проблемой: а стоит ли возвращаться в российские воды?
Немного цифр. Для того чтобы официально "прописать" яхту в российском порту, потребуется как минимум уплатить ввозную таможенную пошлину и НДС, размер которых в совокупности составляет около 30% стоимости яхты.
Существующие проблемы инфраструктуры в части расходов на содержание яхты не добавляют конкурентных преимуществ российским гаваням по сравнению с иностранными маринами.
Регистрация и эксплуатация яхты под российским флагом осложняется несовершенным нормативным регулированием, начиная уже с несоответствия используемых для обозначения такого рода судов дефиниций.
При регистрации яхты в иностранной юрисдикции для российского владельца остается возможность ее временного ввоза для личного пользования на срок не более 6 месяцев (по новому Таможенному кодексу — до 1 года) без уплаты таможенных платежей. Однако придется предоставить обеспечение в размере платежей, которые подлежали бы уплате при полноценной растаможке яхты.
Но и в таком случае, как и любой посещающий Россию под парусом иностранный турист, владелец яхты будет вынужден проходить сложные и значительно растянутые по времени процедуры, необходимые для пересечения границы.
Хорошие новости: в последнее время тенденции в этом вопросе скорее положительные. В конце октября 2016 года было принято решение, освобождающее лиц государств — членов ЕАЭС от уплаты таможенных пошлин и налогов при помещении зафрахтованных ими иностранных яхт под таможенную процедуру временного ввоза — этот вопрос широко обсуждали годом ранее в связи с исполнением поручения премьер–министра РФ. Однако для российских собственников иностранных яхт режим пока не меняется.
Очевидно, что для создания благоприятных условий для регистрации яхт под российским флагом и их эксплуатации в российских водах еще необходимо выполнить целое море работы. Но уже сама постановка проблемы и привлечение к ее обсуждению значительной аудитории, как показывает практика, является большим стимулом для поиска — и нахождения — рациональных решений. И, быть может, уже в обозримом будущем мы будем обсуждать темы, которые кажутся сейчас страшно далекими. Например, проблемы долевого владения яхтой как эффективного способа инвестирования.