Законодательство предоставляет бизнесу и гражданам многочисленные налоговые льготы, специальные режимы и иные легальные варианты снижения фискальной нагрузки. Вместе с тем формально законное использование таких схем может рассматриваться как нарушение и даже преступление.
По данным отчетности самих компаний, средняя налоговая нагрузка на бизнес в настоящее время оценивается в 10,7 процента. При этом нефтегазовый сектор отдает в казну более половины дохода, тогда как малому бизнесу чаще всего достаточно заплатить до 6 процентов выручки или 10-15 от прибыли. Несмотря на это, немало компаний пытаются сэкономить, в том числе не самыми законными способами.
В зоне особого внимания
Еще в 90-х популярным легальным способом снижения налогов считалась регистрация через оффшоры. Формально кипрские, мальтийские, бермудские, багамские и иные фирмы числились акционерами даже крупнейших отечественных корпораций.
Сегодня предлагающие льготные налоговые режимы юрисдикции внесены в специальный «черный список». Использование зарегистрированных в них фирм-«прокладок» не только не позволит оптимизировать фискальную нагрузку (выплачиваемые дивиденды будут облагаться налогом на прибыль), но и привлечет повышенное внимание со стороны надзорных органов.
С другой стороны, активно процветают внутренние оффшоры. Особые привилегии и даже полное освобождение от ряда налогов делегируются компаниям, работающим в ряде закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), резидентам особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР) и так далее. [...]
Светлана Желудкова, адвокат уголовной-правовой практики АБ ЕПАМ
Внутренние зоны с льготными системами налогообложения создаются для побуждения инвесторов к возврату капиталов из зарубежных юрисдикций. Перерегистрация бизнеса в таких «внутренних оффшорах» легитимна, но несет целый ряд правовых последствий – от разрешительного порядка вывода бизнеса из таких зон страны до обязательного инвестирования в российскую экономику определенных сумм. Сотрудничество с государством на полях особых экономических зон не потеряет актуальности, а правоприменитель будет и далее стремиться мотивировать бизнес к редомициляции.
Налоговая служба и арбитражные суды достаточно строго следят за недобросовестным «дроблением» бизнеса. Главный маркер – использование схем для сохранения льготного режима налогообложения. Равно как нет прямого запрета осуществлять деятельность путем привлечения исключительно сотрудников на аутсорсе. Но добросовестный налогоплательщик должен быть готов объяснить цели своих действий и обосновать их соразмерность получаемой налоговой выгоде.