Качество против количества
За 20 лет российский юридический рынок так и не дождался всеобъемлющего исследования. Отечественные эксперты отдают первые места национальным компаниям, зарубежные — международным. Это подтвердил очередной рэнкинг Best Lawyers
Филипп Стеркин
Компания Best Lawyers третий год проводит исследование российского рынка, составляя список лучших юристов по практикам и «лучших из лучших». В этом году в финальный список вошел 281 юрист из 70 компаний и адвокатских бюро (в прошлом — 287 и 62 соответственно).
Большинство компаний российские или базируются в России, но в первой пятерке доминируют иностранцы. С прошлого года этот список не претерпел радикальных изменений.
Девятнадцать юристов признаны «лучшими из лучших» в профильных номинациях — этот список почти полностью обновился. В прошлом году в нем было 13 человек, и лишь трое удержали позиции — Генри Резник, Сергей Пепеляев и Константин Осипов. Стало больше юристов из российских компаний — восемь из 19 юристов (в прошлом году их было лишь двое).
Методике Best Lawyers, разработанной одноименной компанией, 28 лет. Рэнкинг основан на субъективных показателях: юристов оценивают их коллеги, специалисты в тех же или смежных областях. Их просят ответить на вопрос: «Если вашему близкому другу или родственнику требуется юрист и вы не можете заняться этим делом самостоятельно, к кому вы посоветуете им обратиться?» Оценки выставляются по шкале от 1 («скорее всего, не буду рекомендовать») до 5 баллов («с большой долей вероятности порекомендую»), можно добавить плюс или минус, дополнить оценку комментариями.
Опрос проводится в несколько этапов, на каждом в список добавляются новые имена и в результате оценивают коллег только ведущие юристы страны, считают в компании Best Lawyers. Когда список перестает расширяться, выставляются окончательные оценки.
Рэнкинг Best Lawyers далеко не единственное зарубежное исследование, в котором оцениваются российские юристы. Наиболее престижными считаются Chambers и Legal 500, говорит управляющий партнер Hogan Lovells Оксана Балаян, на них в первую очередь ориентируются иностранные клиенты. В этих исследованиях компании оцениваются на основе опроса юристов и их клиентов, данных об их проектах, описания команд, рассказывает представитель ЕПАМ Ольга Фролова.
В отличие от зарубежных исследователей российские при составлении универсальных рейтингов юркомпаний ориентировались в первую очередь на финансовые и другие количественные показатели. Выручка фирмы, выручка на партнера и другая статистическая информация были главным критерием при составлении и вышедшего в январе универсального рейтинга, подготовленного «Право.ру», — первого рейтинга, который охватил значительную, если не большую часть участников рынка.
Впрочем, многие крупные игроки не стали участвовать в том исследовании. А результаты их разочаровали. «Какой ужас!» — ¬была первая реакция Балаян, когда она ознакомилась с итогами. Даже лидеры рейтинга не смогли скрыть удивления: во втором и даже третьем десятке встречались мировые гиганты, над ними — малоизвестные фирмы. Причина таких поразительных результатов — методика. Глобальные компании раскрывают выручку сети, а не по офисам и в результате получили по главному критерию низкие баллы или даже 0, говорит директор по развитию «Право.ру» Александр Московкин. Субъективные критерии учитывались скорее в отраслевых рейтингах, отмечает он.
Если виновата методика, значит, ее нужно менять, иначе зачем рейтинг, который не отражает ситуацию на рынке и не помогает в выборе консультанта, считает Балаян. Юридический бутик может обслуживать самые сложные проекты, вести громкие судебные процессы, оказывать уникальные услуги, но ему не сравняться по выручке с универсальными компаниями, у которых намного больше объемы работы, отмечает она. Размер компании или прибыльность — не те факторы, на которые обращают внимание клиенты при выборе консультанта, пишет редактор Chambers and Partners Кэтрин Макгрегор. Эффективность компании можно оценивать по выручке на партнера или на юриста, но и этот критерий не всегда свидетельствует о качестве услуг, согласен управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. «Высокий показатель выручки на партнера в том числе может быть результатом разовых сделок и не отражать зрелость конкретной практики фирмы», — считает глава отдела развития бизнеса Allen & Overy Екатерина Горчакова. Чтобы оценить качество услуг, нужно изучать проекты — их масштаб, сложность, значение для отрасли, считает Балаян.
Впрочем, строчки в российских рейтингах слабо влияют на бизнес крупных юрфирм, солидарны опрошенные «Ведомостями» юристы. Такого же мнения придерживаются и их клиенты — крупный бизнес. Нанимают не юрфирму, а юриста, говорят директор судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер и советник финансового директора «Онэксима» Ирина Шарандина. Но международный рейтинг, по словам Шарандиной, может повлиять на выбор консультанта для международного проекта, когда привлекается иностранная компания.