1 июня 2018
Обязательная оферта миноритариям | «ЭЖ-Юрист» цитирует выступление Дмитрия Степанова на заседании Клуба корпоративных споров

Институт приобретения крупных пакетов акций в российской юрисдикции отличается крайней несбалансированностью, а обязательные требования законодательства легко обходятся недобросовестными участниками рынка. Существует множество способов обойти установленное Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) требование направлять при приобретении контроля над компанией обязательную оферту миноритариям о выкупе их акций. В 2016 г. в Госдуму был внесен правительственный законопроект, авторы которого предложили ряд нововведений для совершенствования механизма обязательного предложения. И на сегодняшний день работа над реформой приобретения крупных пакетов акций продолжается. Активное участие в ней принимает юридическое сообщество. В конце апреля данной теме было посвящено первое заседание Клуба корпоративных споров, организованное при поддержкке ВШЭ, в котором приняли участие известные юристы-практики.

Откуда появился институт обязательного предложения

Модераторами дискуссии, состоявшейся в Клубе корпоративных споров при поддержке НИУ "Высшая школа экономики" выступили Юлия Михальчук (советник юридической фирмы Saveliev, Batanov&Partner) и Евгений Глухов (старший юрист международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer).

Недостатки действующего регулирования института приобретения крупных пакетов акций были заложены еще в ходе его внедрения в российское правовое поле. В свое время он был списан с директивы ЕС, и это, как отметил Дмитрий Степанов, партнер АБ ЕПАМ, была "анекдотическая история - мы имплементировали директиву ЕС, не будучи членами ЕС".

Непосредственно в Европе институт обязательной оферты появился с подачи юристов и инвестиционного сообщества Великобритании, которые считаются авторами идеи. Но в Европе большинство правопорядков исходят из того, что направлению оферты предшествует, или идет параллельно, консультация либо какое-либо суждение регулятора. Это может быть биржа, это может быть государственный орган. Но в любом случае, в ЕС существует механизм, который позволяет в каждом конкретном случае снимать актуальные вопросы, возникающие в ходе правоприменения. У нас подобный механизм тоже обсуждался, однако так и не был введен: законодатель побоялся давать соответствующие полномочия Федеральной службе по финансовым рынкам, опасаясь коррупционных рисков. От регулятора отказались, и это породило множество проблем, с которыми корпоративные юристы сталкиваются сегодня. Это касается и косвенного контроля (см.схему 1), и уклонения от обязательной оферты путем распыления пакетов акций (см. схему 2), нарушение сроков направления обязательного предложения, что зачастую нарушает интересы миноритариев (см. схему 3). Да и обоснованность порога в 30% акций, за которым возникает обязанность направления другим акционерам предложения о выкупе их акций тоже неочевидна в российских реалиях.

Белые пятна Закона об АО неоднократно пытались "закрасить". Некоторое время назад ВАС РФ надеялся провести свою реформу и дать разъяснения по проблемным вопросам, но, к сожалению, этого не случилось, напомнила Ю. Михальчук.

В 2013 г. Пленум ВАС РФ подготовил проект постановления "О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 года № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части выкупа акций и применения главы XI.1)"". Разъяснений с нетерпением ждало все корпоративное сообщество, однако вмешались внешние обстоятельства - из-за слияния ВАС РФ с Верховным судом РФ документ так и не был принят.

В 2016 г. в Госдуму был внесен правительственный законопроект, авторы которого предложили ряд нововведений для совершенствования механизма понуждения к направлению обязательного предложения.

Поправки в Закон об АО призваны изменить расстановку сил между мажоритариями и миноритариями и сделать невозможным ряд приемов, с помощью которых владельцы крупных пакетов акций сейчас игнорируют норму закона. Уточнения правительства также в случае их принятия дадут возможность владельцам небольших пакетов акций оказывать определенное давление на мажоритариев.

Обсуждению будущих новелл, выработке единых подходов и разработке собственных предложений была посвящена апрельская дискуссия в Клубе корпоративных споров.

Косвенный контроль как способ обойти закон

Как уже отмечалось выше, в Законе об АО большое количество пробелов, которые позволяют уклоняться от обязательного предложения. И пожалуй, косвенное приобретение - это один из способов такого уклонения. Если следовать букве закона, то следует признать, что обязательство направить оферту другим акционерам здесь не возникает.

Действующая редакция ст. 84.2 закона гласит: если инвестором приобретено более 30% общего количества акций публичного общества, то в течение 35 дней с момента внесения приходной записи по лицевому счету (счету депо), он обязан направить владельцам остальных акций и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту (обязательное предложение) об их приобретении.

Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов за шесть предыдущих месяцев. Как видим, о косвенном контроле в законе нет ни слова.

На этом акцентировал внимание аудитории Е. Глухов, старший юрист международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer. Он напомнил, что положения Закона об АО вызывают постоянные споры: "Некоторые считают, что нормы закона однозначно никак не предусматривают запуск официального предложения в случае приобретения косвенного контроля. Другие же коллеги по цеху настаивают на том, что не делать обязательное предложение неправильно, это не соответствует букве закона, такое предложение обязательно нужно запускать". Единого мнения, как и единой судебной практики, на данный момент не существует.

Теория разошлась с практикой

Об этом говорил и Д. Степанов, уверенный, что сложившуюся к сегодняшнему дню ситуацию нужно менять, и менять решительно. Многие, кто изучал назначение этого института в иностранных правопорядках, согласятся, что оферта должна направляться не только при буквальном приобретении акций, но и при получении контроля над компанией. Как появлялась та формулировка, которую мы имеем сейчас в Законе об АО? В самой первой версии п. 1 ст. 84.2 Закона об АО говорилось, что оферта направляется в течение 35 дней с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о зачислении ценных бумаг на счет приобретателя. В 2007 г., то есть через год, когда ФСФР увидела все спорные ситуации, возникающие из данной формулировки, была внесена поправка. С тех пор этот пункт действует в той версии, которая есть сейчас "в течение 35 дней с того момента когда лицо, либо его аффилированные лица, узнали или могли узнать о том, что...". И эта формулировка, по мысли ФСФР, была ориентирована на то, чтобы перекрыть все случаи приобретения косвенного контроля.

То есть в теории контроль над контролем должен был выглядеть следующим образом.

Инвестор получает 100-процентную долю в ООО. Этому ООО, в свою очередь, принадлежит крупный пакет акций ПАО. Узнав, что одновременно с приобретением ООО он приобрел контроль над ПАО, инвестор должен сделать оферту. Гладко было на бумаге! В практике же стали возникать самые разные ситуации. А если инвестор приобрел не 100% в ООО, а 80, или 70, или 50? А если контроль над ПАО приобретен не на первом уровне, а на втором? на третьем? на четвертом? В общем, вопросы стали сыпаться как из рога изобилия, хоть сколько бы единообразной судебной практики так и не сложилось. Д. Степанов отметил, что он не знает ни одного случая, где бы приобретателя косвенного контроля, не сделавшего обязательное предложение, так или иначе суд подверг бы каким-либо санкциям, будь то привлечение к административной ответственности, или принуждение к тому, чтобы поглотитель сделал бы оферту.

Как говорят корпоративные консультанты, чисто теоретически сохраняется риск того, что какой-то креативный судья в каком-то отдаленном регионе истолкует п. 1 ст. 84.2 таким образом, что косвенному поглотителю оферту нужно делать, но до сегоднящнего дня кейсов таких нет, поэтому и рисков серьезных нет.

Ситуацию, которая сложилась сейчас, конечно, нужно менять. Другое дело, уверен Д. Степанов, что те формулировки, которые предлагают в законопроекте, вряд ли ее решат. Потому что все равно будут возникать подобного рода вопросы: до какого колена считать, где разрывается контроль и т.п.

Не лучше обстоят дела и с обходом оферты через дробление пакетов. Если посмотреть на судебную практику, можно отметить, что арбитражные суды всех абсолютно округов, где этот вопрос возникал, исходят из весьма формального прочтения закона. Суды говорят: инвестор приобрел крупный пакет - должен направить обязательное предложение, нет крупного пакета, превышающего определенное пороговое значение - нет оферты. И мы становимся свидетелями очень циничных ситуаций. Мажоритарии дробят свои пакеты, а миноритарии обивают пороги судов, в тщетной надежде понудить контролирующее лицо к направлению оферты, к выкупу акций (возможны десятки вариаций подобных исков). И хотя всем ясно, что дробление акций было фиктивным, суды разводят руками: закон есть закон. […]

С полным текстом публикации можно ознакомиться на сайте издания по ссылке

Автор - Михаил Аносов
ЭЖ-Юрист №21 (1022) «Корпоративные стратегии» №21 (9737) 2018

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ