14 февраля 2018
Об уступке требования | статья Евгении Евдокимовой и Андрея Голованёва для «Новой адвокатской газеты»

21 декабря 2017 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», которым разъяснены положения кодекса об уступке требования и переводе долга.

Регистрация договора, на основании которого производится уступка

Верховный Суд указал, что договор, на основании которого производится уступка по сделке, требующей государственной регистрации, должен быть зарегистрирован. Соответственно, например, требуется регистрация договора, на основании которого производится уступка требования об уплате арендной платы по зарегистрированному договору аренды здания или сооружения.

Отсутствие регистрации не влечет недействительности уступки, а лишь приводит к невозможности ссылаться на нее в отношениях с третьими лицами, которые не были осведомлены о ней. Следовательно, если уступка не была зарегистрирована, но о ней был уведомлен должник, то его исполнение новому кредитору будет надлежащим.

Возмездность уступки

ВС подчеркнул, что любая уступка предполагается возмездной, если иное не установлено договором. В случае если в договоре, на основании которого производится уступка, цена не установлена, то применяется цена, которая взимается за аналогичные требования.

Возмещение расходов должнику

Подлежат возмещению дополнительные расходы должника, вызванные уступкой права требования. Это правило относится как к денежным, так и к неденежным обязательствам; причем к случаям, когда должником является как физическое, так и юридическое лицо. Расходы подлежат возмещению цедентом и цессионарием солидарно.

До возмещения этих расходов должник, по общему правилу, не считается просрочившим свое исполнение.

Если же уступка денежного требования совершена в нарушение установленного договором запрета на уступку, должник вправе потребовать возмещения не только вышеуказанных дополнительных расходов, но и иных убытков.

В случае если уступка неденежного требования делает исполнение обязательства значительно более обременительным для должника, должник вправе исполнить обязательство цеденту. При этом ВС не разъясняет, в каком случае уступка делает исполнение значительно более обременительным для должника, а в каком просто влечет его дополнительные расходы.

Уступка требований банками и страховыми организациями
В постановлении закреплен общий подход, в соответствии с которым отсутствие у цессионария соответствующей лицензии не влечет недействительности уступки требований банка из кредитного договора или уступки требований страховщика, полученных в порядке суброгации.

Однако ранее применительно к кредитным договорам с потребителями ВС допускал уступку в пользу небанковской организации, только если это было прямо предусмотрено договором при его заключении. Неясно, сохраняет ли актуальность данная позиция в свете новых разъяснений.

Инкассо-цессия

Постановление прямо разрешает так называемую инкассо-цессию (цессию для целей взыскания), посредством которой требование уступается новому кредитору, который обязуется вернуть цеденту часть от взысканных средств. На практике такая сделка может быть востребована финансовыми агентами в рамках факторинга* и коллекторскими агентствами.

Кумулятивный и привативный перевод долга

ВС вводит понятия «кумулятивный» и «привативный» перевод долга.

Под кумулятивным переводом долга понимаются случаи, когда новый должник отвечает перед кредитором солидарно с первоначальным должником (так называемое вступление в долг нового должника). Такой перевод долга появился в Гражданском кодексе в 2014 г. и допускается только в предпринимательских отношениях. При привативном переводе долга первоначальный должник полностью выбывает из обязательства.

ВС установил, что при возникновении сомнений следует исходить из привативного перевода долга. Если же неясно, согласован кумулятивный перевод долга или поручительство, то следует исходить из договора поручительства.

Передача договора

ВС уточняет, что в случае перенайма (передачи прав и обязанностей по договору аренды) новый арендатор полностью замещает старого и, по общему правилу, несет его обязанности, в том числе по уплате арендной платы за периоды до того, как состоялся перенаем.

Процессуальные вопросы

В постановлении подчеркнуто, что содержащаяся в договоре арбитражная оговорка сохраняет силу и в случае перемены лиц в обязательстве.

ВС также дает разъяснения в отношении применения правил о претензионном порядке в случае уступки права. Досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным и в случае, если претензия направлена первоначальным кредитором (до уведомления должника об уступке), а исковое заявление подано цессионарием.

Что не вошло в постановление

Первоначальный проект постановления предполагал по аналогии с добросовестным приобретением вещей ввести добросовестное приобретение прав требования в целях защиты добросовестного возмездного приобретателя. Однако из финального документа это разъяснение было исключено.

*Соответствующие изменения ГК в части факторинга вступят в силу с 1 июня 2018 г.

Автор - Евгения Евдокимова, старший юрист Адвокатского бюро ЕПАМ, соавтор - Андрей Голованёв, юрист Адвокатского бюро ЕПАМ.