Судостроительные заводы в России загружены пока неравномерно. Значительное количество потенциальных заказов позволит сбалансировать загрузку верфей. Важным инструментом финансирования новостроя являются государственные лизинговые компании, которые обеспечивают строительство практически всего объема коммерческого флота. [...]
В ходе Санкт-Петербургского морского форума об особенностях лизинга в судостроении рассказал адвокат бюро ЕПАМ Алексей Карчёмов. По его словам, лизинг в судостроении характеризуется рядом особенностей, в частности, длительными сроками окупаемости судов и высокой стоимостью. Вместе с тем, в сравнении с альтернативными способами финансирования: кредитования или вложения собственных средств, лизинг в ряде случаев обладает преимуществами. Так, срок действия договора лизинга судов в среднем составляет от четырех до семи лет, что позволяет лизингополучателю возвращать привлеченные средства из заработанных на эксплуатации судна. По окончании срока лизинга, лизингополучатель имеет возможность оформить право собственности на судно. Также имеется возможность субсидирования и участия в льготных программах и ряд других преимуществ.
По словам Алексея Карчёмова, несмотря на то, что судостроение занимает далеко не лидирующие позиции по предоставлению лизинга в сравнении с другими сегментами рынка, с 2015 года отмечается положительная динамика – доля средств, предназначенных для постройки морских и речных судов в портфелях лизинговых компаний, увеличивается.
«У крупных судовладельцев проблем с приобретением судов на условиях лизинга практически не возникает. При этом небольшие предприятия оказываются в менее выгодных условиях из-за высоких требований лизинговых компаний, касающихся финансовых показателей деятельности лизингополучателя. В частности, необходимо предоставить обеспечение высокой минимальной стоимости проекта (авансовый платеж, который должен быть внесен)», - отметил эксперт. Он добавил, что в последние годы у многих отечественных лизинговых компаний была скорректирована внутренняя политика в сторону увеличения доли лизинга морских и речных судов, что дает возможность малому и среднему бизнесу воспользоваться данным инструментом.
«Лизинг, как и любая форма финансирования, имеет свои преимущества и недостатки. При использовании данного инструмента, все условия распределения ответственности между сторонами необходимо грамотно описывать в договоре лизинга. При этом очевидным преимуществом договора о лизинге является то, что он довольно гибкий», - подытожил Алексей Карчёмов.
Содействие в развитии лизинга судов и морской техники, построенных в РФ, остается одним из приоритетных направлений государственной политики в области развития судостроительной промышленности. В соответствии с государственной программой РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы», количество судов, запланированных к постройке с использованием механизма лизинга и кредитования до 2030 года, существенно вырастает – до 264 ед.
Таким образом, можно констатировать, что для обновления флота предстоит сделать еще очень много. Особую роль здесь играют господдержка и государственные лизинговые компании, которые обеспечивают строительство практически всего объема коммерческого флота.
Автор: Маргарита Бабкова
С полным текстом публикации можно ознакомиться на сайте.