Пленум ВС РФ в ходе заседания 13 октября 2020 г. принял постановление о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка».
Председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев отметил, что в соответствии с представленным законопроектом предлагается распространить институт уголовного проступка на 112 составов преступлений, за которые в 2019 г. были осуждены 68,1 тыс. лиц.
В соответствии с проектом гражданин признается совершившим уголовный проступок впервые при отсутствии у него неснятых и непогашенных судимостей и при условии, что он в течение года не освобождался от уголовной ответственности в связи с совершением уголовного проступка. Как отметил Председатель ВС РФ, наличие судимости препятствует социализации граждан, трудоустройству и получению финансовых услуг, поэтому введение института уголовного проступка будет способствовать укреплению гарантий справедливости правосудия и повысит эффективность превентивной функции УК РФ.
Эксперты, высказавшиеся для «Российского адвоката» по данному вопросу, также отметили, что инициатива направлена на гуманизацию уголовного закона, и поддержали ее, но с оговоркой…[...]
Мария ЗАЗИРНАЯ, юрист АБ ЕПАМ:
Представляется, что в сложившихся условиях практически любая законодательная инициатива, направленная на гуманизацию уголовного закона, заслуживает поддержки, однако есть ряд существенных моментов, которые требуют более пристального внимания.
Проект предполагает внесение изменений в основополагающую для уголовного закона главу о понятии преступления и его видах, при этом концепция нового института уголовного права сводится к перечислению статей и служит исключительно целям формирования специальных оснований для освобождения от уголовной ответственности. Возникает закономерный вопрос: почему бы не внести соответствующие изменения в ст. 76.2 УК РФ, а не создавать лишние сложности в понимании признака общественной опасности преступления?
Отдельно стоит отметить предлагаемое примечание к ст. 15.1 УК РФ, согласно которому лицо признается впервые совершившим преступление, если на момент его совершения лицо не только не имеет неснятой или непогашенной судимости, но и не освобождалось от уголовной ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 76.2 УК РФ в течение одного года, предшествовавшего дню совершения этого преступления. Такая формулировка противоречит смыслу ч. 6 ст. 86 УК РФ и сложившейся правоприменительной практике по вопросу об основаниях для освобождения от уголовной ответственности (например, п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»).
В пояснительной записке к проекту закона указано, что лица, впервые совершившие деяния, характеризующиеся наименьшей общественной опасностью, могут быть исправлены без применения уголовного наказания. При этом законопроект, по сути, предполагает ужесточение требований ст. 76.2 УК РФ путем дополнения судебного штрафа альтернативными мерами уголовно-правового характера, фактически являющимися аналогом обязательных и исправительных работ, т.е. не самых мягких видов наказания. Возникает ситуация, когда, например, освобождение от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 170 УК РФ возможно с назначением ограниченно оплачиваемых работ (по сути, исправительных), тогда как санкция ч. 1 ст. 170 УК РФ вообще не предусматривает этого вида наказания.
Также есть нюансы с точки зрения юридической техники. Так, ч. 2 ст. 76.2 УК РФ в предлагаемой редакции требует возмещения ущерба, причиненного уголовным проступком, тогда как ряд составов, перечисленных в ней, относятся к формальным и не включают в качестве обязательного признака объективной стороны общественно опасные последствия. Целесообразно придерживаться действующей формулировки ст. 76.2 УК РФ, предполагающей не только возмещение ущерба, но и иное заглаживание причиненного вреда.
Не особенно ясна усматриваемая законодателем разница степени общественной опасности налоговых преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей, выражающаяся в более мягких условиях освобождения от уголовной ответственности за налоговые составы, но законопроектом предложено еще более странное положение в части ст. 194 УК РФ. Так, к категории уголовных проступков отнесен только основной состав уклонения от уплаты таможенных платежей, освобождение от уголовной ответственности за который предполагает возможность фактически подвергнуть лицо наказанию в виде обязательных или исправительных работ. При этом освобождение от уголовной ответственности за квалифицированный состав ч. 2 ст. 194 УК РФ возможно при условии возмещения ущерба, причиненного государству в результате совершения преступления, и перечисления в федеральный бюджет денежных средств в размере двукратной суммы причиненного ущерба, т.е. при формально более мягких условиях. [...]
С полным текстом публикации можно ознакомиться по ссылке.
Автор: Евгений Гулин.