11 июля 2018
Бизнес, согласившийся переехать в российский офшор, могут защитить от недовольных переездом кредиторов | комментарий Дмитрия Степанова для «Ведомости»

Бизнес, согласившийся переехать в российский офшор, могут защитить от недовольных переездом кредиторов

Письмо с такими предложениями экспертов Минэкономразвития направило премьеру Дмитрию Медведеву, сообщил «Интерфакс» и подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник.

Законопроекты о создании специальных административных районов (САР) на островах Русский на Дальнем Востоке и Октябрьский в Калининградской области депутаты внесли в Госдуму в середине июня. Закон будет принят в весеннюю сессию, заявил их соавтор, замруководителя фракции «Единая Россия» Виктор Пинский.

Но заработать САРы смогут только после появления подзаконных актов и создания управляющей компании в Калининградской области, предупредил министр экономического развития Максим Орешкин премьера («Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность подтвердил чиновник). Медведев согласился ускорить процесс подготовки и утверждения всех нужных законов, сообщил «Интерфакс».

Завлекать в Россию бизнес чиновники собираются низкими налоговыми ставками, смягчением контроля и гарантией анонимности. Резиденты САРа смогут получить статус международной компании, чтобы перевести целиком капитал, сохранив правовой статус.

Но условия могут оказаться еще лучше. Эксперты предлагают смягчить требования валютного контроля и получения бизнесом статуса международной холдинговой компании. По проекту получить его может только компания, контролирующие лица которой не менялись с января 2017 г., а если новые контролирующие лица появились в компании после ее регистрации в САРе, она теряет статус, объясняет гендиректор Центра международных и сравнительно-правовых исследований Екатерина Папченкова. Порог признания контроля – 15 и 5%, но ко второму чтению может остаться только 15%, говорит она, на практике получить данные о владении 5% акций публичной компании практически невозможно.

Еще одно предложение – защитить компании от кредиторов, недовольных сменой юрисдикции заемщиков. А если спор будет касаться новых договоров, решать его нужно в российском суде, говорится в письме. Если кредитор был российский или спор с ним будет разрешаться по российскому праву – не важно, в каком суде, – для него перенос компании в Россию не является основанием для расторжения контракта, говорит партнер ЕПАМ Дмитрий Степанов. Защитить же компании от претензий иностранных кредиторов будет сложно, предупреждает партнер КИАП Анна Грищенкова.

Анна Холявко

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ